Истории Музейной Коллекции
обратно
БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ ЦАРЕДВОРЕЦ

Овчинникова

Жанна
Рафиковна

1969 г.р.


В подарок. Поднос

1996


масло, лак, металл, золотная паста, роспись кистевая, копчение 30x50 см
Поступление:

1996, приобретено музеем в Товариществе «Метальная лавка», Нижний Тагил

Внизу под изображением авторская подпись маслом: Ж.Овчинниковой

 

 

художник

Жанна Овчинникова считается одним из ведущих мастеров промысла, накопившей большой опыт творческой работы и педагогической деятельности. Она создает не только авторские подносы с цветочными и плодово-ягодными композициями, в совершенстве владея уральской маховой росписью, но и пишет сюжетные композиции в технике многослойной живописи. В 1988 году, окончив Уральское училище прикладного искусства, она пришла работать художником по росписи подносов в художественный цех Нижнетагильского завода эмалированной посуды. Проработав художником по росписи подносов до 1996 года, Жанна перешла на педагогическую работу, оставаясь преданной тагильскому лаковому промыслу. Она продолжает писать подносы и прививает любовь к росписи молодым студентам. С 2007 года является преподавателем Уральского филиала ФГБОУ ВПО «Московская государственная художественно-промышленная академия им.С.Г. Строганова.

В творчестве Жанны Овчинниковой одним из приоритетных направлений является создание произведений в определенной цветовой гамме, работа с колоритом. Началом «колористического» пристрастия послужила её работа в составе творческой группы в 1993-1996 годы на предприятии «Метальная лавка», где перед мастерами ставились задачи - создание цветочных композиций в определённой колористической гамме и подбор соответствующего фона подноса.

произведение

Именно в этот период творчества выполнен Жанной Овчинниковой поднос «В подарок», демонстрирующий её звучную манеру письма с применением цветовых тональных нюансах.  Поднос Ж. Овчинниковой написан в традиционной технике уральского махового письма - двухцветным мазком. Вначале художница сделала подмалевки желтой краской для крупных центральных цветов-розанов. Затем она набрала на кисть сразу две масляные краски – желтую и белила и медленно сделала на палитре кистью «дорожку», чтобы достичь тонкого и плавного перехода двух красок на кисточке - от светлой к темной или наоборот. После этого точными движениями кисти, одним за другим художница накладывает поверх подмалевка двухцветные маховые мазки, из которых последовательно, как по волшебству, складывается многоцветный цветок со сложной объемной серединкой, прописанной с белилами. Так рождается «тагильская» роза на подносе мастерицы. Поднос отражает главные особенности работ Жанны Овчинниковой – это празднично-приподнятый характер произведений, в которых ясно ощущается стремление мастерицы сохранить уникальную технику уральского мазка и удивительно красивые «тагильские» розы.

детали

В центре цветочной композиции два «светящихся» крупных ярких желтых розана, прописанных оранжевой и коричневой красками. Цветы словно наполнены солнечным светом, дарящим тепло и праздничное настроение. Идущий от роз свет распространяется вокруг, озаряя желтыми оттенками ярко-изумрудные и синие цветы, веточки фиолетовых колокольчиков и зеленые листочки. Этот эффект «освещенности» мастер достигает тонкими живописными переходами и «рефлексами», применяемыми художницей в написании цветов и листьев, решенных в теплой гамме и подчиненных общему композиционному замыслу произведения. Солнечный свет еще раз вспыхивает в завершении в «золотой» полосе растительного орнамента на бортике, и постепенно угасает в цветочных гирляндах сине-зеленого цвета, расположенных по бортику. 

 Лидия Хайдукова, искусстввоед

в других музеях