Истории Музейной Коллекции
обратно
БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ ЦАРЕДВОРЕЦ

Неизвестный художник


Женский портрет

Конец 1820 - начало 1830-х


холст, масло, 60.3x49.5 см
Поступление:

1944,  из Государственного Русского музея

Направление  П.В. Басина

 

художник

Произведение, поступившее в коллекцию в 1944 году, входит в состав первых 73 произведений, с которых «шагнул в историю» Нижнетагильский музей изобразительных искусств. Кто написал портрет  – не смогли определить ни сотрудники Русского музея, где хранилась картина до этого времени, ни сотрудники Государственного Эрмитажа, находившиеся в то время в эвакуации в Свердловске и помогавшие в организации музея, проводившие экспертизу многих работ. Единственная пометка в документах – «направление П.В. Басина».  Пётр Васильевич Басин (1793-1877) – типичный художник русской академической школы, окончивший Императорскую Академию художеств и затем почти всю жизнь преподававшего там, выйдя в отставку в чине действительного статского советника,  заслуженного профессор I степени исторической и портретной живописи.  Произведения Басина  раннего периода 1820-х годов полны романтического окраса, что было прогрессивным для искусства того времени.  Именно это и близкие решения портретов этого периода позволили искусствоведам вынести такое заключение.

  

произведение

Портрет неизвестной - один из самых поэтичных женских образов в коллекции музея. Но пока портрет полная и неразрешимая загадка -  художник отказался от любых атрибутов, трудно судить даже о пейзаже, условно намеченном – русский ли вид за спиной изображенной или какой-то уголок Европы? Живописцу романисту и сентименталисту важно было показать не общественный статус изображенной, а личные, интимные стороны ее характера.   

Неизвестно все - имя прекрасной девушки, изображенной на портрете и ее жизнь, имя художника и место создания портрета, история его бытования, датировка произведения … Лишь однажды известный московский искусствовед Анатолий Михайлович Кантор  высказал предположение о том, что «…художник явно европейский, а вот девушка – русская…»  Мнение интересное, но пока  все остается в тиши истории… Впрочем, датировать произведение возможно – подсказками выступают сам образ, прическа и платье неизвестной. 

Юная красавица  изображена в вечернем декольтированном платье со спущенной линией выреза, открывающем ее точеные плечи. Мода на декольтированные платья с присборенным лифом и пышными рукавами, которые назывались «gigot», «бараний окорок», «пагодообразные», «ветчинообразные», появилась  в 1820-е и бытовали до середины 1830-х годов. Несмотря на то, что портрет погрудный, видно, что талия по сравнению с модой 1810-начала 1820-х годов, уже спущена и находится почти на естественном месте – именно это указывает, что портрет выполнен не ранее второй половины 1820-х годов.  Цвет платья трудно определить правильно – многие названия сегодня уже не существуют: оттенки коричневого цвета имели разные названия - «брэнсолитеровый», «жженого хлеба», горячего шоколада - «какао-шуа», напоминающий мускатный орех - «египетский коричневый».

Силуэт платья со  спущенной линией плеч  продиктовал возвращение пышных и сложных причесок. Вечерняя прическа «Узел Аполлона» и а-ля-шинуаз (буквально «китайская») вошла в моду примерно в 1824 году и состояла из крупных туго завитых локонов, уложенных на висках и узла в виде петли, закрепленного на темени декоративными гребнями. Поскольку локоны уложены высоко, вероятнее всего портрет написан во второй половине 1820-х – самом начале 1830-х годов.  Причёски  украшались цветами, эгретом и фероньерами (или, иначе сэт-эр – «смотрите сюда») - ленточек с жемчужиной посреди лба. Прическа прекрасной барышни  с портрета украшена нежно-палевыми цветами в тон платью.

Несомненно, портрет написан под влиянием стиля сентиментализма, в котором главным было  гармоничное слияние человека с природой, доминанта естественных чувств над разумом, богатство духовного мира. Культ чувств и природы, нравственности и  высоких душевных качеств так полно читаются в произведении неизвестного художника.

детали

Редкой красоты молодая девушка изображена на фоне мятежного неба, в котором несутся тучи, быть может, и разразиться гроза. Мягкая воздушная дымка заполняет пространство. Пейзажный фон подчеркивает сложность чувств девушки, ее думающую натуру. Ее живые, полные затаенной печали влажные глаза не могут не привлечь внимание. Чуть усталую позу, передающую глубину переживаний, подчеркивают плавные линии совершенных плеч, легкий наклон головы. Плавный ритм линий, мягкая округлость форм… Чувственный подтекст без слов понятен любому зрителю. Неизвестный художник сумел наполнить образ необычайной поэтичностью.

 Елена Ильина, искусствовед

в других музеях