Истории Музейной Коллекции
обратно
БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ ЦАРЕДВОРЕЦ

Неизвестный художник


Портрет императора Павла I

1796-1801


холст, масло, 74.5x60.2 см
Поступление:

 1944, из Государственного Русского музея

Копия портрета С.С. Щукина. 

Местобытование. Смольный монастырь, Санкт-Петербург; Государственный Русский музей.

 

 

художник

Единственное, что можно сказать о художнике, исполнившем живописный портрет, то, что он жил в конце XVIII – начале XIX века, и, несомненно, получил хорошее профессиональное образование.

произведение

Произведение поступило в коллекцию музея как копия известного портрета С.С. Щукина, выполненного в 1796 году, сразу после воцарения императора Павла I[i] на престоле. За короткий период царствования Павла Петровича один из крупнейших русских мастеров конца XVIII – начала XIX вв. Степан Семенович Щукин написал немало его портретов. Среди них особенно популярны коронационный портрет, за который живописец был удостоен звания академика, и самый ранний поясной, в строгой форме полковника Преображенского полка в период траура по случаю кончины Екатерины II в 1796 году[ii]. Портретов, исполненных С.С. Щукиным известно несколько[iii] и все они имеют сходство[iv] – поясной портрет на фоне затянутого тучами неба с поворотом корпуса влево, в мундире Преображенского полка, с несколькими орденами, среди которых Мальтийский крест и орден Святого Андрея Первозванного. Разворот влево наиболее выгоден для создания портрета парадного типа – именно так художник имеет возможность показать все приличествующие его чину награды, которые носились на левой стороне груди[v]. Однако, портрет из собрания тагильского музея имеет разворот в другую сторону. Художник сознательно выбирает поворот корпуса тела государя вправо -  внимание оказывается сосредоточенным сосредоточено набольшом золотом с белой финифтью командорском Мальтийском восьмиконечном кресте с раздвоенными концами («ласточкин хвост»), который лежит поверх сочно-синей муаровой ленты ордена Андрея Первозванного. Во времена царствования Павла I Мальтийский крест почитался выше всех других орденов -  29 ноября 1798 года Павел I принял сан Великого Магистра ордена Святого Иоанна Иерусалимского. Возможно, неизвестный художник тем самым стремился подчеркнуть устремленность императора к строительству нового рыцарского ордена в России.

Портрет выполнен умелой рукой художника-мастера. Личность императора несколько приукрашена, идеализирована, что было присуще портретам того времени, его поза и взгляд полны величия. Скорее всего, это присутственный полупарадный портрет, но не парадный - изображение не в рост, а поясное, фон без драпировок и колон. Но черты парадности в нем – несомненны.

 

[i]  Павел I Петрович (1754—1801),  император России с 1796 года, сын Петра III Федоровича и Екатерины II Алексеевны. Наследник престола с 1761 г. В 1798 году избран Великим магистром и протектором Мальтийского ордена. Ввел указ о престолонаследии, по которому власть передавалась от отца к старшему сыну, что способствовало прекращению дворцовых переворотов. Первым попытался ограничить крепостное право. Чувство порядка, дисциплины, равенства было руководящим в деятельности императора, борьба с сословными привилегиями – главнейшей целью. В результате дворцового переворота в 1801 году Павел I был убит[i]. В настоящее время императора часто называют Мучеником.

[ii] Портрет храниться в Государственном Эрмитаже

[iii] В Государственном Русском музее, музее В.А. Тропинина и московских художников

[iv] Сходство этого иконографического типа портрета Щукина с подобным изображением В.Л. Боровиковского очевидна. И оба восходят по типу к портретам Великого князя  Павла I исполненным Ж.-Л. Вуалем и И.-Б.Лампи старшего.

[v] Все российские ордена носились на левой стороне груди, кроме ордена Святого Александра Невского и Святой Анны. Знаки этих орденов носились на правой стороне груди, а орденская лента была перекинута через левое плечо.

детали

Император изображен на фоне стремительно двигающихся по небу грозовых облаков в мундире полковника[vi] Преображенского полка  темно-зеленого сукна с красным отложным воротником. Император изображен с орденом Святого Андрея Первозванногоорденом Святой Анны с бриллиантами[vii], который при Екатерине II стал династическим орденом Российского Императорского Дома и орденом Иоанна Иерусалимского (Мальтийским орденом)[viii]. На голове императора пудреный парик в одну буклю, хвост собран сзади бантом.

 

[vi] Все российские императоры (от Петра I до Николай II, включая младенца Иоанна VI) считались шефами лейб-гвардии Преображенского полка и имели в нем чин полковника. 

[vii] Официально орден Святой Анны вошел в состав русских орденов в 1797 году, хотя награждать им в России начали гораздо раньше. Учредил этот орден герцог Гольштейн-Готторпский Карл Фридрих в 1735 году, по случаю десятилетия своей свадьбы с дочерью Петра I Анной. Император Павел I ввел в систему наград орден Святой Анны в 1797 году. Знаки ордена: крест, серебряная восьмилучевая звезда, лента красная с желтой каймой. Золотой крест, покрытый красной финифтью, по краям которого золотые каймы. В углах соединения креста золотые сквозные украшения. В середине лицевой стороны, на белом финифтяном поле изображение Святой Анны, а на обороте, на таком же поле, латинский синего цвета вензель начальных букв орденского девиза, под короною. В середине звезды красный крест, вокруг которого латинский девиз: «Amantibus Justitiam, Pietatem, Fidem», то есть «Любящим Правду, Благочестие, Верность». Девиз заимствован от первоначальных букв имени и рода Великой Княгини Анны Петровны: A. I. P. F. («Anna, Imperatoris Petri Filia» -  «Анна Императора Петра Дщерь»). «Выше надписи два ангела, поддерживающие императорскую корону». После упразднения в  1917 году больше не восстанавливался.

[viii] Император Павел I придавал орденам огромное значение и был увлечен идеей реформирования их и придания им формы действующих организаций, по образцу древних духовно-рыцарских орденов. Стремясь реализовать свою мечту, император Павел увлекся идеей перевести в Российскую империю старейший Мальтийский орден. Император видел, что существующие ордена изначально оформились как средства награждения, и не хотел ломать этой традиции. Но наряду с ними он желал иметь в своем распоряжении орденскую организацию, занимающуюся воспитанием дворянства и служащую целям его внутренней и внешней политики. Во введении Мальтийского ордена переплелись и романтическая рыцарская настроенность Государя, и его вполне реальные внутригосударственные и дипломатические замыслы. А.А.Симонов, А.Н.Закатов «Императорские ордена России (1698-1996)», НТЦ «Техинформпресс», М., 1996, стр. 15-16.

 Елена Ильина, искусствовед

 

в других музеях