Истории Музейной Коллекции
обратно
БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ ЦАРЕДВОРЕЦ

Лансере

Николай
Евгеньевич

1879-1942


Площадь в Гатчине перед дворцом

1923


бумага, акварель, 30.5x48 см
Поступление:

1951, из Нижнетагильского краеведческого музея

Внизу тушью: Н.Лансере Гатчина. Сентябрь 1923 г. В дар Тагильскому музею от автора 24 марта 1930

На обороте: Лансере, Николай Евгеньевич Гатчина. Площадка перед Дворцом Сент. 1923 - Nicolay Lanceray. 1923 В дар Тагильскому музею сент 30. Н Лансере

 

  

 

художник

Трагическая судьба Николая Евгеньевича Лансере, профессора архитектуры, блестяще образованного художника и архитектора из художественной семьи Бенуа-Лансере, не может никого оставить равнодушным.  Сын скульптора Е.А. Лансере, брат художников Е.Е. Лансере и З. Е. Серебряковой, он стал архитектором, окончив Высшее художественное училище при Академии художеств, был членом общества «Мир искусства», проектировал в различных стилях. После революции 1917 года  жил на юге России, уехав из Петрограда, но в 1920 был арестован в Ростове-на-Дону, вскоре освобожден. Вернувшись в Петроград в 1922 году, стал реставратором, писал труды по истории русской архитектуры,  был хранителем Историко-бытового отдела Русского музея, много работал как график. В марте 1931 года Лансере в 52 года вновь арестован и приговорен к расстрелу за «шпионаж в пользу Франции», но расстрел  заменили 10 годами заключений.  Во время работы в «шарашке» - «Особом конструкторско-техническом бюро» он разработал много проектов, в основном различных зданий  для ОГПУ. В августе 1935 года его досрочно освободили, но  в июне 1938 г. Лансере в третий раз арестовали и приговорили к пяти годам исправительно-трудовых лагерей. Больше из тюрьмы вплоть до своей гибели в мае 1942 года в пересыльной тюрьме в Саратове он не выйдет. Уже в 1957 году Н.Е. Лансере реабилитировали[i].

[i] Арест. 02.03.1931, приговорен по ст. 58-6, 11 УК РСФСР досрочно освобожден 02.08.1935. Арестован 11.06.1938 (по др. сведениям 22.05.1938) в Ораниенбауме, приговорен 26.06.1939 к 5 г. ИТЛ, январь-июнь 1940 в Воркутлаге, августе 1940 этапирован в Москву для пересмотра дела, июнь1941 этапирован в Саратов. Умер в больнице Саратовской тюрьмы 06.05.1942. Похоронен на Воскресенском кладбище. Реабилитирован ВТ ЛВО 05.11.1957.

 

произведение

После возвращения в Петербург в 1922 году Николай Лансере часто ездил в Гатчину, где в Кухонном каре  Большого Гатчинского дворца можно было снять квартиру. Многие художники пользовались этой возможностью, в частности и Лансере с недавно овдовевшей сестрой Зинаидой Серебряковой и дядей, крупнейшим искусствоведом и художником, основателем объединения «Мир искусства» Александром Бенуа. Компанией они часто гуляли по улочкам Гатчины, обмениваясь мнениями, вместе рисовали, создав множество акварельных видов дворца и парка.  По мнению специалистов, эти работы - одни из лучших в творчестве Н. Лансере. Вероятно, дело в том, что Лансере был тонким знатоком города, «удивительно точно почувствовавшим его душу». Он писал: «Гатчина со всеми ее дворцами и городом при Павле достигла высшей точки своего процветания, на которой после смерти императора уже не смогла удержаться». Доскональное знание техники акварели сделали его одним из выдающихся мастеров, что и подтверждает произведение.

Художник пишет вид на Дворцовую площадь со стороны Екатеринвердерского проспекта, который к моменту создания акварели год как был переименован в Красноармейский.

Произведение было преподнесено в дар Нижнетагильскому краеведческому музею в 1930 году самим автором. Вероятнее всего оно было вручено Александру Николаевичу Словцову, в те годы – директору, активно собиравшему коллекцию произведений изобразительного искусства для музея. Судьбы Лансере и Словцова оказались сходны, последний был арестован в 1934 году и пережил художника всего на два года, скончавшись в Хабаровских лагерях.

 

 

детали

Слева виден угол Арсенального (Конюшенного) каре Большого Гатчинского дворца, которое архитектор изображает профессионально точно. Деревья парка в глубине выполнены одной легкой заливкой. Справа - скульптура Павла I, выполненная известным скульптором И.П. Витали в 1851 году по парадному портрету С.С. Щукина 1797 года - император в парадном мундире и треуголке, опирается на трость, поза полна величия и представительности. При установке скульптуру сознательно обратили к фасаду Большого дворца и плацу – как если бы император принимал парады. Художник вложил определенный смысл в незаметное на первый взгляд противопоставление - царящая над пустынной площадью перед дворцом скульптура императора Павла I, сделанная одной заливкой, и группа рабочих  с красным флагом, сотканная быстрыми ударами кисти. Император все также принимает парад

Елена Ильина, искусствовед

в других музеях