Истории Музейной Коллекции
обратно
БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ ЦАРЕДВОРЕЦ

Коровин

Константин
Алексеевич

1861-1939


Апофеоз. Эскиз декорации к балету "Баядерка"

1916


гуашь, картон, 49.3x 62.5 см
Поступление:

1944, от Управления по делам искусств при Совете Народных Комиссаров РСФСР

 

  

художник

Константин Алексеевич Коровин родился в 1861 году в Москве в семье зажиточного купца-старообрядца. Оба родителя - Алексей Михайлович – из крестьян и Аполлинария Ивановна – из дворян   хорошо рисовали. Этим занятием  с ранних лет  увлеклись и их сыновья - Константин и Сергей, ставшие профессиональными художниками. Большое влияние на становление Коровиных как  художников, оказал родственник матери – Илларион Михайлович Прянишников. В 14 лет Константин вслед за старшим братом поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества  на архитектурный факультет. После двух годов обучения он перевелся на факультет живописи в класс знаменитого  пейзажиста А.К. Саврасова.   Закончив училище в 1886 году,  Коровин не был удостоен звания «классного» художника, но  в 1901 году был вместе с  В. Серовым приглашен преподавать.  Константин Коровин и В. Серов не просто подружились, но и много лет делили одну на двоих мастерскую. В 1887, 1892 и 1893 годах Коровин ездил в Париж, где познакомился с импрессионизмом  и увлекся им, став одним из первых русских импрессионистов. Коровин преклонялся перед художниками этого направления и говорил своим ученикам, что «выше импрессионистов художников не было и нет»1. К.Коровин известен и как блестящий театральный художник, оформлявший спектакли в 1900-1910-х годах в Большом и Мариинском театрах, в театре Ла Скала. После революции занимался сохранением памятников искусства. Но в 1922 году по совету А.В. Луначарского покинул Россию и он выехал во Францию, где много творчески работал, скончавшись в 1939 году.

Будущий живописецКонстантин Алексеевич Коровин родился в Москве в семье богатых крестьян из Владимирской губернии. В доме отца с детства встречался со многими художниками и под влиянием своего родственника - художника Иллариона Прянишникова, с ранних лет начал заниматься рисованием. Когда он вырос – поступил учиться в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его учителями стали знаменитые А.К. Саврасов и В.Д. Поленов. А потом надолго уехал в Париж, где был так счастлив свободой и постижениями новых знаний, навсегда влюбившись в импрессионизм. Собственно, именно Коровин стал первым настоящим русским импрессионистом, с восторгом писавшим эту мимолетную, пролетающую мимо и такую прекрасную жизнь! Другой страстью Коровина стал театр - с 1900 года он обратился к оформлению спектаклей и даже занимал пост главного декоратора и художника-консультанта императорских театров Москвы с 1910 года. Его авторитет понятен – как немногие Коровин умел в беглости и легкости интенсивного по цвету мазка передать само звучание музыки. А краски его особо музыкальны в своем многоцветии тона!   Константин Коровин до сих пор остался непревзойденным мастером колорита. Именно он во многом определил пути развития русской живописи на весь ХХ век.

произведение

В 1916 году Коровин увлечен востоком и создает в «индусском» духе эскизы декораций к балету Мариуса Петипа на музыку Л.Минкуса «Баядерка».   

детали

Причудливый сад при дворце раджи, в полумраке ночи приготовленный к грандиозному пиру и расцвеченный яркими огнями. Легкими прикосновениями точных мазков, порой сухой кистью художник создает таинственный мир трагической истории. Здесь в полной мере проявилось желание художника «неожиданностью форм, фонтаном цветов … волновать глаз людей со сцены». На пульсирующей живописной поверхности, сотканной из цветовых пятен, неотчетливо проступают силуэты фонтанов и статуй причудливых цветов и экзотических птиц. Но все будто уходит на второй план, уступая место величественным вершинам Гималайских гор.

Дарья Гудкова, искусствовед

в других музеях