Истории Музейной Коллекции
обратно
НЕОБЫЧНЫЙ РАКУРС

Тропинин

Василий
Андреевич

1776-1857


Портрет Устима Кармелюка

1820


холст, масло, 31x24.6 см
Поступление:

1944, от Управления по делам искусств при Совете Народных Комиссаров РСФСР

В середине слева монограмма (буквы Т и В слиты) 1820

художник

Василий Андреевич Тропинин родился в селе Карповка Новгородской губернии в семье крепостного крестьянина графа А.С. Миниха... За долгую честную службу отец получил личную вольную и смог дать сыну образование - в Новгородской народной школе, где увлекся рисованием. Вскоре он в числе приданного дочери Миниха стал крепостным графа Ираклия Ивановича Моркова, сподвижника полководца А.В. Суворова, но убежденного крепостника. Новый хозяин направил Василия под присмотр своего двоюродного брата - Алексея Ивановича Моркова в Петербург обучаться кондитерскому ремеслу. Но, последний, увидев картины и рисунки Тропинина, сумел убедить кузена направить начинающего кондитера учиться в Академию Художеств. Здесь Василий Андреевич провел шесть лет (1798-1804), однако обучение не закончил, и диплома не получил - хозяин отозвал его в свое новое поместье на Украину. Лишь 1823 году, когда В.А. Тропинин уже получил всероссийскую известность, граф И.И. Морков, уступив давлению передовой части общества, дал художнику вольную. За свою жизнь В.А. Тропинин создал около трех тысяч портретов.

произведение

Начиная с 1804 и вплоть до 1823 года В.А. Тропинин жил попеременно то в украинском поместье, то в графском доме И.И. Моркова в Москве, выполняя обязанности крепостного живописца и одновременно дворового человека.В то время в Украине в Подолии шли народные войны, предводи­телем  которых с 1813 года был Устим Якимович Кармелюк (Кармалюк) По сведениям А.М. Амшинской, известного - исследователя творчества Тропинина, художник встречалсяс Устимом Кармелюком и написал этюдный портрет с натуры. Существует несколько версий знакомства Тропинина с У. Кармелюком. По одной из них художник познакомился с народным героем через Прокопия Данилевского, который оказывал медицинскую помощь боль­ным и раненым сподвижникам Кармелюка. По другой, - Тропинин писал портреты осужденных, среди которых был У. Кармелюк. Родившийся в Подолии в семье крепостного крестьянина Устим Кармелюк за неоднократное неповиновение был отдан в солдаты, бежал, и в начале 1813 года организовал повстанческий отряд из крепостных крестьян, вовлекая их в активную борьбу против крепостных порядков, к расправе над помещиками. Кар­мелюк неоднократно попадал в руки царских властей, сидел в тюрьмах, был на каторге в Сибири, за ним числится более двадцати побегов . За активную борьбу против крепостничества А. Горький назвал Кармелюка «украинским Ро­бин Гудом». Крестьян в XVIII – первой половине XIX века изображали в искусстве крайне редко. Лишь представители демократического направления, среди которых был и В. Тропинин, рассказывали о них, идеализируя образы и быт, но подмечая характерные черты.  В Портрете Устима Кармелюка идеализации нет, в нем явлена симпатия автора к герою-повстанцу. Только художник, имеющий гражданское мужество, мог написать портрет человека, чье имя было запрещено произносить, а Тропинин - еще крепостной.

         Известны три портрета У.Кармелюка кисти В. Тропинина, хранящие­ся - в Государственной Третьяковской галерее в Москве и в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. По мнению,  А.М.Амшинской, написанным с натуры следует считать портрет из коллекции музея Нижнего Тагила, картину из собра­ния  ГТГ - видимо, выполненной художником на основании этюда, сделан­ного с натуры, а вариант из ГРМ - может быть авторской копией первого портрета.

детали

Художник пишет портрет небольшого размера, близкий к миниатюре и уделяет внимание деталям, скрупулезно прописывая орнамент вышивки, материю, волосы. Но главным является сама внешность портретируемого мужчины, стриженого «под горшок» на украинский манер. Усталый взгляд из-под сдвинутых бровей, но сила и воля не покинули его. Колорит почти  монохромный и состоит из сепии, жженой кости, охры, белила. Художник сумел передать мужество и благород­ство натуры.

 

Марина Агеева, искусствовед

в других музеях