Истории Музейной Коллекции
обратно
БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ ЦАРЕДВОРЕЦ

Кончаловский

Петр
Петрович


Портрет Героя Советского Союза летчика А.С. Осипенко

1940-1941


холст, масло, 128x99 см
Поступление:

1946, из Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР

 

 

 

 

 

 

художник

Пётр Петрович Кончаловский - представитель старшего поколения советских художников, прошел долгий жизненный путь, 60 лет из которого отдано любимому творчеству. За этот период им созданы сотни картин, этюдов и рисунков, выполнены многочисленные произведения декоративной живописи и сценографии. В самом искусстве Кончаловского на редкость  полно сказался характер его личности. Человек необыкновенно  обаятельный, щедро одаренный многими талантами, художник большой многогранной культуры, он был тонким знатоком поэзии, музыки, изобразительного искусства разных стран. Значительное место в жизни и творчестве П. Кончаловского занимала Испания, куда он неоднократно ездил как художник. Портрет героя Советского Союза А.С. Осипенко  неразрывно связан с этой страной.

произведение

Александр Осипенко[i] был популярной личностью своего времени, хотя в наши дни его фамилия более известна благодаря подвигам его жены, также летчицы Полины Осипенко, одной из первых женщин удостоенных звания Героя Советского Союза. В те годы мальчишки и юноши буквально бредили Испанией, убегая из домов на войну. Сам Александр Осипенко 8 месяцев провел в «спецкомандировке» в Испании, был командиром эскадрильи, совершал вылеты, известно, что его боевые вылеты всегда были  успешными. За участие в боях гражданской войны в Испании 22 февраля 1940 года Осипенко было присвоено Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. Старший лейтенант Осипенко после возвращения из Испании был произведен сразу в полковники – минуя сразу три звания! Впоследствии легендарная личность Александр Осипенко прошел всю войну, закончил ее в чине генерал-лейтенанта авиации.

К созданию парадных поколенных портретовлетчиков-героев А. Осипенко - участника боев в Испаниии А. Юмашева – участник перелета Москва - Северный Полюс - Сан-Джастино (США) один из признанных живописцев Советского Союза Пётр Кончаловский обратился буквально накануне Великой Отечественной войны, которая уже ощутимо витала в воздухе. Кончаловский пишет героя - Осипенко здесь еще молодой, но уже достаточно опытный летчик, что передается уверенной позой. Летчик изображен в повседневной форме, которая была установлена Постановлением Совета народных комиссаров. Погоны на плечах отсутствуют – после революции 1917 года погоны на много лет стали символом контрреволюционного офицерства, в 1924-1943 годах знаки различия в Рабоче-крестьянской красной армии существовали в виде петлиц на воротнике и нарукавных шевронах[ii].

 

 


[i] Осипенко Александр Степанович (1910-1991) – командир истребительной авиационной группы, старший лейтенант. Родился в 1910 году в семье военнослужащего. В Красной Армии с июня 1929 года. В 1930 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1932 году – Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков. Участник боев в Испании в 1938 году в должности командира истребительной авиагруппы и эскадрильи. Генерал-майор авиации (4.06.1940). Участник Великой Отечественной войны. В 1962-1965 – проректор Московского авиационного института. С 1965 работал в Министерстве высшего и среднего образования РСФСР, в 1972-1982 – заместитель президента Академии педагогических наук СССР. Генерал-лейтенант авиации (14.02.1943). Награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Кутузова I и II степени, Суворова II степени, Отечественной войны I степени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, «Знаком Почета» ( 25.05.1936 ), медалью «Золотая Звезда» (№ 123).

[ii] Только в январе 1943 года, в самый разгар войны, в Красной армии прошла реформа, после которой советские солдаты и офицеры надели погоны и сменили звания. Это связано с тем, что победа в Сталинградской битве 1943 года переломила ход войны, и изменения в форме позволили воодушевить армию.

 

детали

Композиционно портрет прост: поколенное изображение молодого мужчины, слегка развернутое влево. Правая рука летчика опирается на спинку стула. Сдержанный колорит картины выразителен - нейтральный серо-голубой фон, сложный, богатый, переливающийся в градациях, серо-зеленая форма и яркие вспышки желтого, красного и голубого цвета в петлицах, знаках отличия на рукавах, да в широких василькового цвета летчицких галифе с лампасами.  Портрет написан энергично и выразительно, и вместе с тем отличается простотой, но привлекает не только своей естественностью, которая заметна и в лице, и в позе, но и точностью психологической характеристики.

Екатерина Шефер, филолог

Елена Ильина, искусствовед

в других музеях