Истории Музейной Коллекции
обратно
БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ ЦАРЕДВОРЕЦ

Афанасьева

Агриппина
Васильевна

1913-2004


На исходе лета

1983


масло, лак, металл, роспись кистевая 45.7x32.5 см
Поступление:

1997, приобретено музеем с ТОО «Метальная лавка»

Под изображением справа маслом: Афанасьева А.В.

 

 

художник

Агриппина Васильевна Афанасьева – легендарная мастерица тагильского подносного промысла. Выросла она в большой многодетной семье, где глава семейства работал на мельнице, а мама хлопотала по хозяйству. Трудное материальное положение побудило Грушу рано искать работу. По наставлению и желанию мамы, и при этом еще и родственники расписывали подносы, она решила пойти обучение уральской росписи к известной мастерице У.Е. Растемяшиной-Барболиной. Юная ученица научилась правильно разводить масляные краски, набирать на кисть сразу две краски и писать цветочные букеты в традиционной технике уральского махового письма. Особенно Агриппине полюбились цветочные букеты, столь традиционные в уральской росписи. Известно, что когда на глазах московских художников и искусствоведов Афанасьева расписала поднос, то они были изумлены быстротой и виртуозностью написания,  яркостью и звучностью красок, отразивших наивный и радостный взгляд мастерицы на окружающий мир.

произведение

Таков и поднос «На исходе лета», написанный художницей в период возрождения тагильского подносного промысла в 1980-е годы. Яркая и светоносная палитра отличает букет, состоящий из традиционных тагильских роз, написанных розовой, оранжевой и сиреневой красками, звучно выделяющихся на красном фоне. Крупные розаны держат всю композицию, к ним добавляются различные средние розыи мелкие цветочки и веточки, уравновешивая их по массе и цвету, уменьшаясь по размеру в верхней части букета. Зеленые листья с тонкими прожилками, прописанные различными оттенками желто-розовыхкрасок, поддерживают цветовую палитру розанов и гармонично объединяют в единый букет. Важное качество произведений А.В. Афанасьевой - это её удивительное природное чутьё и умение соединять в одной композиции холодные и теплые цвета красок, создавая между ними чередующийся цветовой ритм в букете. По движению стеблей и веточек букета идет изящная привязка, выполненная тонкой кистью, которая объединяет все элементы цветочной композиции в одно целое.

 

детали

Всегда поражаешься тому, насколько подносы мастера неподражаемы и оригинальны, хотя в них всегда варьируется один и тот же мотив - тагильская роза! Но мастерица пишет розы по-разному, например, в этом букете серединки роз художница написала в виде дугообразно изогнутых и длинных мазков-лепестков, выполненными только белилами, очерчиваяих заключительной линией - черной чертёжкой. Чувствуется виртуозное владение мастерицей пластичным двухцветным мазком, положенным «с маху» уверенной рукой. А листья в букете Афанасьева написала в виде «крапивки», края которых смотрятся как мелкие «зубчики». Это излюбленные для мастерицы листья – «крапивки», которые весьма редко встречаются в работах современных художников цветочной росписи. 

Лидия Хайдукова, искусствовед

в других музеях