Истории Музейной Коллекции
обратно
БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ ЦАРЕДВОРЕЦ

Эндер

Борис
Владимирович

1893-1960


Портрет Карла Либкнехта

1919


масло, картон, 100x69 см
Поступление:

1962, из Нижнетагильского краеведческого музея

На обороте: Б.Эндер "Портрет" Либкнехт Январь 1919

 

художник

В 1927 году из Петербурга в Москву переезжает известный в кругах авангардистов живописец Борис Эндер. В конце 1920-х годов его пристрастия изменились, и он начал работать в области монументального искусства, оформляя павильоны крупнейших выставок, в т.ч. международных, и многочисленные экспозиции в выставочных и музейных залах. Он обладал необыкновенным даром дизайнера - очень тонко чувствовал экспонаты, находил решения, подчеркивающие их достоинства, умел гармонично сочетать предметы разных стилей. Но при этом не умел разговаривать с администрацией, был скромен и даже не мог добиться оплаты за выполненную работу. Однажды Эндер, изможденный голодом, при И. Андронникове упал в обморок… Что касаемо станковой живописи, то он не переставал ею заниматься, особенно любил это делать перед уходом на работу в утренние часы в своей мастерской. Но свои любимые пейзажи он уже писал в традиционной реалистической манере…

Все это происходило во второй части его жизни… Никто из членов немецкой обрусевшей семьи агронома Эндера, проживающей в Санкт-Петербурге, не ожидал, что родившийся в 1893 году мальчик по имени Борис станет художником. Правда, вскоре вслед за ним появившиеся на свет две его сестру тоже связали свою жизнь с художественным творчеством. Рисовать Борис начал рано, а с двенадцати лет уже обучался у известного иллюстратора И.Я.Билибина. Потом было несколько лет учебы в Петербургском университете на историческом факультете, три года военной службы, и, наконец, в 1918 году то, к чему так рвалась его душа – поступление в Петроградские Государственные свободные мастерские (бывшая Академия художеств), где его наставниками стали К.С. Петоров-Водкин и М.В. Матюшин, дом семьи которого на улице Песочной, Борис Эндер посещал еще с 1911 году. Там он познакомился с его женой - художницей и писательницей Еленой Гуро, с которой у него установилась какая-то особая духовная связь - частые беседы об искусстве, поэзии... Начинал Б. Эндер как ученик Матюшина, считавшего его лучшим среди других. Именно в 1919 году на выставке мастерской «пространственного реализма» появляются его первые беспредметные живописные работы. Время было сложное во всех отношениях - Первая моровая война, три революции… Каждый стоял перед выбором – с кем ему по пути, что делать…. И Борис Эндер не только выбрал свой путь, но и создал особый вариант «биоморфной» абстракции, в которой с помощью пульсирующих цветовых пятен, стремился воспроизвести природную ритмику, связывая это с законами цветовосприятия мозга.

 

 

произведение

Портрет Карла Либкнехта был написан двадцатишестилетним студентом и начинающим художником в 1919 году. Он стал откликом на смерть Карла Либкнехта – деятеля германского и Международного рабочего и социалистического движения, одного из основателей Коммунистической партии Германии. Вместе Розой Люксембург они были схвачены и жестоко убиты 15 января 1919 года. Для воплощения образа К. Либкнехта Эндер выбирает, по его представлению, единственно адекватный для этого язык. Несомненно, что в то время он находился под обаянием супрематической практики К. Малевича, пораженного умением Эндера «строить пространственную форму на плоскости».

На первый взгляд абстрактная композиция имеет в своей основе вполне определённую пластику - из элементарных геометрических форм возникает человеческая фигура. В этой фигуре, шагающей широкой и твёрдой поступью, изображённой в полный рост и занимающей всю плоскость картины, есть некая монументальность, провозглашающая Карла Либкнехта, как символ международного рабочего движения. Но этот период в творчестве Б. Эндера был коротким, только средством для создания определенного художественного образа.

детали

Из конструктивно-геометрического изображения, собранного из треугольников, прямоугольников, прямоугольников, квадратов, кажется выполненных не без помощи линейки, возникает изображение рук, ног, головы… Простые формы то располагаются рядом, то соединяются, то накладываются один на другой один на другой, задавая ритм композиции. Цвет в портрете, сведен художником к минимуму и ограничен тремя красками - серой, белой, и черной, среди которых доминирует серая, гасящая пронзительно черный. Так Б. Эндеру с помощью точного расчета пространственных и цветовых соотношений удалось достичь внутреннего напряжения образа

Лариса Смирных, искусствовед

в других музеях