Истории Музейной Коллекции
обратно
НЕОБЫЧНЫЙ РАКУРС

Филатчев

Олег
Павлович

1937-1997


Остров детства моего. Триптих

1970-е


холст, темпера, x см
Поступление:

художник

«Гармония, гуманизм, красота и величие составляют формулу искусства Олега Филатчева» - прекрасного рисовальщика, автора станковых картин, скульптуры, монументально-декоративных работ-фресок, мозаик, витражей, гобеленов, украшающих интерьеры общественных зданий в Москве, во многих городах России, за рубежом. Он был преподавателем, руководителем персональной творческой мастерской, из которой вышли талантливые художники-монументалисты. Известный реставратор, ученый и писатель Савелий Ямщиков, хорошо знавший художника, вспоминает о нем: «…самый молодой академик живописи (получил звание в 40 лет) обладал характером взрывным, оставаясь при этом серьёзным мыслителем и человеком основательным; ….буквально с кулаками отстаивал свои художественные принципы, … пел и плясал, заражая своей энергией окружающих, …. часами не отрывался от мольберта, а вечером спешил на занятия к своим строгановским питомцам. Олег был человеком прямым, открытым, а главное, ценил тех, кого числил верными слугами искусства...» Олег Филатчев вошел в искусство в начале 1970-х и заявил о себе как художник, ищущий в искусстве свой собственный путь гуманистического утверждения.

Смерть Олега Филатчева настигла внезапно - «…проходя рядом с щитовой рекламой американских сигарет, он был убит шаговым напряжением, возникшим вокруг щита…». Ему еще не было и шестидесяти лет…  

произведение

Человек всегда был интересен Олегу Филатчеву и, где бы он не путешествовал, отовсюду привозил портреты людей разных профессий - строителей, летчиков, студентов, ученых, художников, рыбаков. Именно рыбаки стали героями триптиха Филатчева «Остров детства моего», который неоднократно повторялся живописцем с некоторыми вариациями - известно, что они хранятся в Третьяковской галерее, вГосударственном музейном объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск. В каждом варианте его герои из разных земель - Приморья, с Сахалина или Камчатки, с Северного моря вблизи Архангельска. Для каждого та земля, на которой они стоят, стала их любовью и болью, их причалом и тем местом, где хорошо и свободно… Стала навсегда бесконечно дорогим островом детства.

Особенность поэтической интерпретации пространства триптиха «Остров детства моего», создала композицию-раздумье, строящуюся на ассоциациях, сопрягающих конкретное и отвлеченное, реальное и воображаемое. Каждый герой погружен в мир собственных переживанийотстранен от всего случайного. Художник философски осмысляет сюжет, относясь к самому обыденному в жизни, как к самому главному, и в тоже время поэтически-возвышенному. Автор неспешно вглядывается в модели, вживается в их мир, оценивая его по законам общечеловеческим. Он стремится создать в картине собственный идеал современника, апеллируя в своей подаче к образам искусства эпохи Возрождения, представляющим большую гуманистическую ценность. В этом полотне монументальном и по звучанию формы, и по емкости образов, Филатчев, творя собственное эстетическое пространство, воплотил цельную идейную концепцию: его картина воспринимается как некая проповедь, как призыв найти объединяющие людей основы существования, вернуть миру поколебленную гармонию, соразмерность духовного и материального.

 

детали

Его герои – это современные люди, в судьбе которых по виду нет ничего исключительного. Они живут у моря. Работают в море. Но при полной реальности происходящего: мужчина и женщины заняты починкой сети, полотно овеяно чувством отдаленности, неконкретности, придавая каждодневному смысл извечного. Крупный формат картины, спокойный и ясный ритм, отсутствие мелочной детализации, низкая линия горизонта, фронтальность четко расставленных фигур, не только возвышают образы, но окрашивают действия героев особой торжественно-ритуальной интонацией. Строгость и уравновешенность композиции поддерживается цветовым решением: нейтральный фон неба, сближенная серо-охристая цветовая гамма, отсутствие смягчающей контуры дымки создают особую торжественную тишину. Герои полотна погружены в себя… Остановленное движение поворотов, жестов, заставляет ощутить их внутреннее, сокровенное напряжение мысли…. Филатчев таким мыслил видеть свой век… 

Лариса Смирных, искусствовед

в других музеях