Истории Музейной Коллекции
обратно
БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ ЦАРЕДВОРЕЦ

Ливанов

Андрей
Павлович

1910-1965


Иллюстрации к роману Д. Фурманова "Чапаев"

1959


бумага, акварель, тушь, 22.4x27.9 см
Поступление:

1965, от Министерства культуры РСФСР

 

 

художник

У каждого художника есть своя любимая тема. У Андрея Ливанова - тоже. Она появилась у него с детства и не отпускала до конца жизни… «Мальчишкой жил на реке Каме. Шла гражданская война. Белые, красные с боями занимали наш городишко. Тиф… Голод… Многое, что осталось в памяти стало монументальней, значительней. Гремят выстрелы. Всадники в бурках и шинелях с красными лентами врываются на притихшие улицы… » - вспоминает художник. Ему было тогда десять лет… И еще он запоминал эпизоды из жизни природы, но не в радостном и мажорном звучании, а через драматические моменты. «…Поле незабудок за баней и убитый красноармеец на нем…» или «…отставший от военного обоза жеребенок Алешка… », в тревоге мечущейся один…

На протяжении всей жизни творчество Ливанова было связано с книгой, с книгой, которая рассказывает о войне. Он был свидетелем двух войн, и понимал, что через искусство он может донести людям подлинное ощущение и понимание войны. Каким бы видом художественного творчества Ливанов не занимался, его всегда отличало три качества - композиционная четкость, проникновенный лиризм и эмоциональная непосредственность, даже если это работы были связаны с темой войны…

произведение

В 1954-1955 годах Ливанов впервые обращается к роману Д. Фурманова «Чапаев», к которому в течение десяти лет в 1954-1964 годах он неоднократно возвращался. Вполне объяснимо, почему эта книга привлекла А.П. Ливанова, который впрочем, стремился проиллюстрировать все, что написал Фурманов. И писатель, и художник были близки своим мировосприятием, жизненной позицией и каждого из них отличали, казалось бы, несопоставимые гражданственность, суровость и, одновременно, глубокая поэтичность. Работая над романом Фурманова, художник посещает чапаевские места, создавая огромное число рисунков и акварелей, которые, по-сути, являлись готовыми иллюстрациями. «Я очень люблю рисунки Ливанова.. они не имеют ничего общего с собиранием материала…Внимание художника останавливает не просто любопытная деталь…а ритмическая завязка, острый силуэт и точно взятое пространство…» - отмечал известный художник иллюстратор В.Н. Горяев.

В иллюстрациях 1959 года – это рисунки, выполненные черной тушью и акварелью, события Ливановым постигаются с особой широтой. В них автор, не чуждаясь повествовательности, раскрывает ее через особую изобразительную пластику - экспрессию рисунка, резкую оконтуренность, фрагментарность композиции. Каждый отдельный эпизод есть часть истории войны (пусть и частной), лишенной у Ливанова парадности. Образы даны художникам убедительно, они документальны по сути, а не внешне, не в подробностях костюма и антуража. Точно следуя за писателем, художник стремится выделить самое главное, делая роман легко читаемым. Вместо зрелищных, эффектных батальных сцен война представлена художником как всенародный быт, без которого не мыслится жизнь. Ливанов не желает вторить уже сложившемуся образу легендарного Чапаева, (фильм братьев Васильевых). Чапаев художником изображается больше « ходящим по земле», чем мчащимся в атаку на коне.  Автор иллюстраций внимательно вглядывается в своего героя, во все, что ему сопутствует в жизни…

детали

Вот Чапаев  говорит с красноармейцами и жителями, которые встречают его приветствием «Ура!», обротясь все во внимание. Чапаев лаконичен, разговор его прост и короток: «Мне некогда сейчас говорить, - еду на позицию. Завтра увидимся… приготовили казакам хорошую закуску и завтра угостим… А теперь прощайте!» (глава «В дороге»).

На развороте последней финальной главы - раненный Чапаев показан, в том, в чем вскочил - в нижнем белье. Сопровождаемый двумя красноармейцами, желающими спасти своего командира, он продвигается к реке… Это был единственный путь отступления… Чапаев с горестью оборачивается на покинутую станицу Лбищенск , захваченную казаками, которые там вели страшную расправу над красноармейцами («Финал»). Но смерть все равно его настигает… (по версии романа Фурманова, ставшей хрестоматийной, при переправе через реку Чапаев был ранен в голову и утонул. По рассказу старшего сына Чапаева - во время сражение тот был ранен в живот и скончался от потери крови, после того как его переправили на другой берег).

В образе Чапаева автор воплощает народного героя и борца. На суперобложке Чапаев-герой шествует, окруженный бойцами. Фрагментарная композиция создает динамичность движения и дает представление о множестве солдат, примкнувших к командиру…

Лариса Смирных, искусствовед

в других музеях