Истории Музейной Коллекции
обратно
БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ ЦАРЕДВОРЕЦ

Левитан

Исаак
Ильич

1860-1900


Полотно железной дороги. Лунная ночь

1898-1899


холст, масло, 67x86 см
Поступление:

1955, из Нижнетагильского краеведческого музея

Внизу справа: Работа покойного брата И. Левитана А. Левитанъ

художник

Обедневшая еврейская семья Исаака Левитана в поисках лучшей жизни переехала в Москву, когда ему было 10 лет. Несмотря на постоянную нужду, отец Левитана не препятствовал двум своим сыновьям Адольфу и Исааку посвятить жизнь живописи. Оба поступили в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но ранняя смерть матери,  а затем и отца стали настоящей трагедией для братьев. Исаак Левитан жил на грани нищеты, голодал, случалось, не ел несколько дней подряд, ночевал на улице, но продолжал упорно учиться. К счастью, на талант юного живописца обратил внимание Алексей Саврасов, взявший его в свой пейзажный класс, который окончил уже у Василия Поленова.

С одной стороны современники почти сразу признали в Левитане самобытного художника, его уважали, он  много и успешно выставлялся в России и за рубежом. Но с другой стороны, было и непонимание его обществом, относившееся, например, к национальности живописца - по мнению некоторых современников, «еврей… не должен был касаться русского пейзажа. Это было дело коренных русских художников», как писал в своих записках Константин Паустовский. Это было для души Левитана настоящей трудно переносимой трагедией. Вскоре, после покушения Александра Соловьева на жизнь императора Александра II, Левитан был вынужден покинуть Москву на два года: вышел царский указ, запрещающий жить евреям в «исконно русской столице».

Несчастья, обрушавшиеся на Левитана в течение всей жизни, сильно подкосили здоровье художника, расшатали нервы и обострили его от природы меланхолический, чуткий характерКонстантин Коровин писал о Левитане: «Левитан был разочарованный человек, всегда грустный. Он жил как-то не совсем на земле, всегда поглощенный тайной поэзией русской природы… Летом Левитан мог лежать на траве целый день и смотреть ввысь неба». Но, именно эти «странные» черты и проявили в нем ту удивительную чуткостьпоэтичность, способность воспринимать и изображать природу как нечто живое, беспредельное и вечное.

произведение

В последние годы своей жизни Исаак Левитан сильно болел... В 1897 году друг художника, писатель и врач Антон Павлович Чехов осмотрел живописца, после чего сделал запись в одном из писем: «Выслушивал Левитана. Дело плохо. Сердце у него не стучит, а дует. Вместо звука тук-тук слышится пф-тук…».

Левитану было всего 38 или 39 лет, когда он в один из самых мучительных периодов своей жизни пишет картину «Полотно железной дороги». Пронзительная, безнадежная грусть, ощущение пустоты и отчаяния… Быть может он предвидел свой ранний конец, до которого оставалось всего лишь год или два? И точно понимал свое безмерное одиночество…   Художник не обрел счастья в личной жизни и однажды написал: «...Почему я один?  Почему меланхолия так часто посещает меня? Почему женщины, вошедшие в мою жизнь, не принесли мне покоя и счастья? Может быть, потому, что даже лучшие из них - собственники, им нужно все или ничего. Я так не могу. Весь я могу принадлежать только моей тихой, бесприютной музе...».

Этот пейзаж рождает сильнейшее эмоциональное впечатление, мысли о смысле жизни, человеческой неприкаянности и огромноесострадание к автору. 

После столь раннего ухода из жизни Исаака Левитана его брат Адольф (Авель-Лейб) Левитан поставил перед собой задачу - сохранить все, что было создано великим русским художником. И сидя в его мастерской, день за днем он перебирал рисунки и этюды, законченные произведения, наводя порядок и подписывал все работы, удостоверяя их непреложность своей подписью. Так и на картине «Полотно железной дороги» в правом нижнем углу есть его подпись: «Работа покойного брата И. Левитана. А. Левитан».   

Картина «Полотно железной дороги» вызывает сложные чувства, философские размышления о смысле жизни и месте человека в мире. Одиночество, тревогу, грусть выражают многие картины Левитана, и наполняют и эту картину глубокой безнадежностью и безысходностью.

детали

Сумрачные, скупые краски, лишенные даже намека на радость - все в серых тогнах...  Пустынный пейзаж наполнен лишь одинокой железной дорогой и редкими телеграфными столбами. Дорога – символ истории России и судьбы страны в мировом пространстве. Мотив дороги, любимый художником, здесь превращается в одинокий, безначальный и бесконечный жизненный путь, который не может никуда привести и в конце которого тебя никто и ничто не ждет. 

Ксения Баданина, филолог

 

в других музеях