Истории Музейной Коллекции
обратно
БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ ЦАРЕДВОРЕЦ

Императорский

фарфоровый
завод


Тарелка из банкетного сервиза императора Александра II

1836-1855


фарфор, глазурь, позолота, крытье надглазурное, роспись надглазурная 24.3x2.4 см
Поступление:

 1947, приобретена у жителя Нижнего Тагила С.М.Шапиро

  

На дне марка синяя подглазурная с буквой «Н» и цифрой I под царской короной. Под кольцевой ножкой золотом: «№ 2 Н. К.»

 

 

художник

Императорский фарфоровый завод, основанный в 1744 году в Санкт-Петербурге по указу императрицы Елизаветы Петровны - первое фарфоровое предприятие в России и третье в Европе. Более полутора веков завод принадлежал Дому Романовых. Императорские заказы выполнялись при соблюдении высоких стандартов в производстве фарфора и высокого качества росписи. Приглашение французских мастеров, ориентация на немецкие образцы способствовали этому - ассортимент стал расширяться, изделия становились все более доступными. Но в основном все же они выполнялись по заказу царственных особ и ближнего круга. Часто это были большие столовые сервизы разного уровня важности.

При императоре Николае I (1825-1855) на заводе в составе массы начинали использовать привозную лиможскую глину, что значительно повысило качество изделий, а также особый способ золочения, при котором поверхность золота после мягкой полировки приобретала благородный блеск. Продукция Императорского завода этого времени разрабатывалась в стиле эклектизма, что было свойственно всем ведущим мануфактурам Европы, и отличалась не только высоким техническим совершенством, но и многообразием форм, богатым декором, виртуозной росписью. В этот период создаются такие значительные для истории семьи Романовых сервизы, как Гербовый, Золотой, Кремлевский. Часто изделия Императорского завода декорировались государственной символикой, вензелями императоров, портретами российских монархов и видных государственных деятелей. Клейма на изделиях с середины 1760 по 1917 гг. также представляли собой вензель правящего монарха - монограмму из имени царственной особы.

 

произведение

Фарфоровые изделия с изображением российского герба создавались на протяжении всего периода деятельности Императорского фарфорового завода. Изысканная десертная тарелка является частью Банкетного сервиза, созданного в период, когда руководство заводом взял на себя Императорский двор при непосредственном участии Николая I - проекты создаваемого фарфора представлялись на утверждение лично императору. Это было время взлета завода, на котором создавались  парадные столовые, чайные и кофейные фарфоровые сервизы для подарков английской королеве, прусскому королю, наследным принцам и принцессам или по поводу важных событий в жизни императорской семьи: коронация, свадьба, рождение наследника.

Синий банкетный сервиз строго-торжественного вида с российским гербом был разработан для стола Великого князя, цесаревича Александра Николаевича, но – в преддверии  его коронации, сервиз был сразу выполнен с монограммой будущего императора.  Но марка на дне десертной тарелки из Банкетного сервиза с российским гербом – монограмма правящего императора Николая I. Она характерна для 1836 - 1855 годов. К какому событию мог быть создан столь торжественный и изящный сервиз? Явно в честь яркого события из жизни императорской семьи и наследника престола Александра Николаевича. В этот период в жизни цесаревича таких событий было множество: звание генерал-майора в 1836 и генерала в 1844 годах, путешествие по России в 1837 году и посещение 29 губерний, членство в Государственном совете в 1841 году, а вскоре и в Комитете министров.

Сервиз мог принадлежать и жене Николая I - дочери прусского короля Фридриха Вильгельма III Фредерике Луизе Шарлотте Вильгельмине, принявшей в православии имя Александры Федоровны. Будущая императрица обожала праздники и особенно балы, была сведуща в вопросах моды, имела непревзойденный вкус и окружала себя тонкими по красоте вещами, в том числе изысканными фарфоровыми сервизами, которыми могла любоваться во время неспешных завтраков, званых обедов и на торжественных балах с пышным застольем. Не исключение и  богато декорированный синим кобальтом и позолотой сервиз Императорского фарфорового завода. Несложно представить себе картину одного из прекрасных вечеров императорской семьи, свидетелем которых мог быть сервиз с государственным гербом. В парадной столовой собирались многочисленные го­сти дворца, в числе приглашенных - известные писатели и поэты: А.С. Пушкин, Е.А. Баратынский, К.Н. Батюшков, В.А. Жуковский,  здесь устраивали литературные вечера, импровизирован­ные концерты, ставили «шарады» - небольшие ми­мические сцены, которые разгадывали присутствующие. Столовая являлась местом для обедов с большим числом приглашенных из ближайшей свиты. На столе размещали один из самых торжественных дворцовых сервизов, исполненный на Петербургском императорском фарфоро­вом заводе. Парадное «государственное» значение сервиза подчеркивалось не только обилием позолоты, но и изобра­жением государственных гербов на блюдах и тарелках[2]. По одной только тарелке можно представить, как изящно и утонченно выглядел сам сервиз императора Николая I и Александры Федоровны: на фоне белоснежного фарфора торжественно звучит сочетание роскошного кобальтового цвета крытья и золоченых арабесок. Какое мощное цветовое звучание!

детали

Тарелка из банкетного сервиза с мощным цветовым звучанием ярко-синего цвета, декорированная затейливыми виньетками с золотым отводом и изображением Большого государственного герба Российской Империи в центре, торжественна и благородна.  Герб на тарелке - в том виде, в котором он существовал в период правления императора Николая I - чёрный двуглавый орёл, увенчанный большой императорской короной с развевающимися концами ленты Андреевского ордена. На груди орла - московский герб: в червлёном с золотыми краями щите на серебряном коне поражающий копьем дракона святой великомученик Георгий Победоносец, в серебряном вооружении и лазоревой мантии. На крыльях орла помещены земельные гербы - согласно правительственному указу 1832 года, это были герб Царства Казанского, Астраханского, Польского, Сибирского и Херсонеса Таврического. Скипетр, держава, корона двуглавого орла дополнены яркой позолотой. Сложно декорирован сам герб, мельчайшие детали которого тонко и четко прописаны.

Ксения Чиркова, искусствовед

Елена Ильина, искусствовед

в других музеях