фарфор, глазурь, позолота, крытье надглазурное, роспись надглазурная 24.3x2.4 см
Поступление:
1947, приобретена у жителя Нижнего Тагила С.М.Шапиро
На дне марка синяя подглазурная с буквой «Н» и цифрой I под царской короной. Под кольцевой ножкой золотом: «№ 2 Н. К.»
Императорский фарфоровый завод, основанный в 1744 году в Санкт-Петербурге по указу императрицы Елизаветы Петровны - первое фарфоровое предприятие в России и третье в Европе. Более полутора веков завод принадлежал Дому Романовых. Императорские заказы выполнялись при соблюдении высоких стандартов в производстве фарфора и высокого качества росписи. Приглашение французских мастеров, ориентация на немецкие образцы способствовали этому - ассортимент стал расширяться, изделия становились все более доступными. Но в основном все же они выполнялись по заказу царственных особ и ближнего круга. Часто это были большие столовые сервизы разного уровня важности.
При императоре Николае I (1825-1855) на заводе в составе массы начинали использовать привозную лиможскую глину, что значительно повысило качество изделий, а также особый способ золочения, при котором поверхность золота после мягкой полировки приобретала благородный блеск. Продукция Императорского завода этого времени разрабатывалась в стиле эклектизма, что было свойственно всем ведущим мануфактурам Европы, и отличалась не только высоким техническим совершенством, но и многообразием форм, богатым декором, виртуозной росписью. В этот период создаются такие значительные для истории семьи Романовых сервизы, как Гербовый, Золотой, Кремлевский. Часто изделия Императорского завода декорировались государственной символикой, вензелями императоров, портретами российских монархов и видных государственных деятелей. Клейма на изделиях с середины 1760 по 1917 гг. также представляли собой вензель правящего монарха - монограмму из имени царственной особы.
Фарфоровые изделия с изображением российского герба создавались на протяжении всего периода деятельности Императорского фарфорового завода. Изысканная десертная тарелка является частью Банкетного сервиза, созданного в период, когда руководство заводом взял на себя Императорский двор при непосредственном участии Николая I - проекты создаваемого фарфора представлялись на утверждение лично императору. Это было время взлета завода, на котором создавались парадные столовые, чайные и кофейные фарфоровые сервизы для подарков английской королеве, прусскому королю, наследным принцам и принцессам или по поводу важных событий в жизни императорской семьи: коронация, свадьба, рождение наследника.
Синий банкетный сервиз строго-торжественного вида с российским гербом был разработан для стола Великого князя, цесаревича Александра Николаевича, но – в преддверии его коронации, сервиз был сразу выполнен с монограммой будущего императора. Но марка на дне десертной тарелки из Банкетного сервиза с российским гербом – монограмма правящего императора Николая I. Она характерна для 1836 - 1855 годов. К какому событию мог быть создан столь торжественный и изящный сервиз? Явно в честь яркого события из жизни императорской семьи и наследника престола Александра Николаевича. В этот период в жизни цесаревича таких событий было множество: звание генерал-майора в 1836 и генерала в 1844 годах, путешествие по России в 1837 году и посещение 29 губерний, членство в Государственном совете в 1841 году, а вскоре и в Комитете министров.
Сервиз мог принадлежать и жене Николая I - дочери прусского короля Фридриха Вильгельма III Фредерике Луизе Шарлотте Вильгельмине, принявшей в православии имя Александры Федоровны. Будущая императрица обожала праздники и особенно балы, была сведуща в вопросах моды, имела непревзойденный вкус и окружала себя тонкими по красоте вещами, в том числе изысканными фарфоровыми сервизами, которыми могла любоваться во время неспешных завтраков, званых обедов и на торжественных балах с пышным застольем. Не исключение и богато декорированный синим кобальтом и позолотой сервиз Императорского фарфорового завода. Несложно представить себе картину одного из прекрасных вечеров императорской семьи, свидетелем которых мог быть сервиз с государственным гербом. В парадной столовой собирались многочисленные гости дворца, в числе приглашенных - известные писатели и поэты: А.С. Пушкин, Е.А. Баратынский, К.Н. Батюшков, В.А. Жуковский, здесь устраивали литературные вечера, импровизированные концерты, ставили «шарады» - небольшие мимические сцены, которые разгадывали присутствующие. Столовая являлась местом для обедов с большим числом приглашенных из ближайшей свиты. На столе размещали один из самых торжественных дворцовых сервизов, исполненный на Петербургском императорском фарфоровом заводе. Парадное «государственное» значение сервиза подчеркивалось не только обилием позолоты, но и изображением государственных гербов на блюдах и тарелках[2]. По одной только тарелке можно представить, как изящно и утонченно выглядел сам сервиз императора Николая I и Александры Федоровны: на фоне белоснежного фарфора торжественно звучит сочетание роскошного кобальтового цвета крытья и золоченых арабесок. Какое мощное цветовое звучание!
Тарелка из банкетного сервиза с мощным цветовым звучанием ярко-синего цвета, декорированная затейливыми виньетками с золотым отводом и изображением Большого государственного герба Российской Империи в центре, торжественна и благородна. Герб на тарелке - в том виде, в котором он существовал в период правления императора Николая I - чёрный двуглавый орёл, увенчанный большой императорской короной с развевающимися концами ленты Андреевского ордена. На груди орла - московский герб: в червлёном с золотыми краями щите на серебряном коне поражающий копьем дракона святой великомученик Георгий Победоносец, в серебряном вооружении и лазоревой мантии. На крыльях орла помещены земельные гербы - согласно правительственному указу 1832 года, это были герб Царства Казанского, Астраханского, Польского, Сибирского и Херсонеса Таврического. Скипетр, держава, корона двуглавого орла дополнены яркой позолотой. Сложно декорирован сам герб, мельчайшие детали которого тонко и четко прописаны.
Ксения Чиркова, искусствовед
Елена Ильина, искусствовед
крытье надглазурное, роспись надглазурная 24.3x2.4 mm
Поступление:
1947, приобретена у жителя Нижнего Тагила С.М.Шапиро