Истории Музейной Коллекции
обратно
НЕОБЫЧНЫЙ РАКУРС

Завод А. Попова

в с. Горбуново


Сливочник с видом Вандомской площади

1814-1830-е


фарфор, глазурь, позолота, крытье, роспись подглазурная 12.7x6.8 см
Поступление:

1959, передано из Министерства культуры РСФСР

 На дне марка синяя подглазурная в виде латинских букв и цифр: «АП» (слитые в один знак) сверху в тесте: «К», снизу в тесте: «36»

 

 

художник

Завод А. Попова занимал одно из ведущих мест среди частных фарфоровых предприятий России первой половины XIX века. Производство на фарфоровом заводе Попова сложилось на основе предприятия, созданного Карлом Милли -. В 1804 году в селе Горбуново Дмитровского уезда Московской губернии Карл Милли - бывший комиссионер известного фарфорового фабриканта Гарднера, был обустроен небольшой заводик по производству фарфоровой посуды. Завод работал плохо и в 1811 году его перекупил предприимчивый купец Алексей Гаврилович Попов - и очень быстро он стал одним из самых знаменитых русских заводов художественного фарфора! Попов был очень талантливым фабрикантом, блистательно решавшим все современные ему технические и творческие задачи и в 1830-1840-х годах производство достигло своего расцвета. Изначально популярность заводу обеспечила так называемая трактирная посуда. Однако вскоре завод освоил выпуск изделий, предназначенных для всех слоев общества - зажиточных крестьян, купечества, мелкого дворянства. Постепенно стал ориентироваться и на высшие слои общества, выпуская предметы для особо торжественных случаев и по специальным заказам. Продукция завода А. Попова отличалась от других мелких фарфоровых производств не только качеством фарфорового черепка и белизной массы, но и высоким художественным уровнем - изделия были характерны, имели узнаваемую «внешность», им были свойственны «декоративность, любовь к ярким, чистым, сильным краскам, к крупному декоративному пятну, к смелому, выразительному рисунку»[i].  

 

[i] Салтыков А. Б. Русская керамика XVIII – XIX века. – М., 1952. – 109 с.

 

произведение

Сливочники с XVIII века были неотъемлемой частью как гостевого, так и обеденного стола. Их форма и декор всегда точно отражали характер времени. Архитектурный пейзаж с изображением Вандомской колонны на одноименной площади в Париже, главное украшение прекрасного в своей строгости сливочника. Вандомская колонна - факт, свидетельствующий о приверженности российского общества французской культуре. Установленная в 1806-1810 годах в честь победы Наполеона I Бонапарта под Аустерлицем по проекту архитекторов Ж.-Б. Лепера и Ж. Гондуэна Вандомская колонна была отлита из неприятельских – русских и австрийских, пушек. Колонна высотой 44,5 метра изначально была увенчана бронзовой статуей  императора Наполеона I, свергнутой в 1814 году и восстановленной лишь в 1833 году[ii]В промежутке между этими датами на вершине колонны развевался белый флаг Бурбонов с лилиями. Однако на рисунке сливочника нет ни венчающей колонну фигуры Наполеона, ни флага с лилиями. Изображение Вандомской колоны - частый мотив европейских гравюр. В основе росписи сливочника, безусловно, лежит некая известная в то время гравюра, которая была создана в промежуток между 1814 и 1833 годами.

Обилие позолоты, богатство декора, сдержанность вкупе с парадной торжественностью, как и архитектурный пейзаж,  декоративные ручки в виде птичьих крыльев, типичны для стиля ампир - завод Попова тонко чувствуя запросы времени выпускал много подобных изделийПредназначенные для высшей знати они были близки к образцам французского и немецкого фарфора, за что и особо ценились.

На дне сливочника клеймо - соединенные печатные буквы «А» и «П», исполненное под глазурью синей краской, что было характерно для завода Попова в первой трети XIX века.

 

[ii] Советская историческая энциклопедия. Т. 2 Баал-Вашингтон. – М.: Советская энциклопедия, 1962. –С. 955

детали

Строгий по форме сливочник имеет яйцевидное решение, дополнен широким отогнутым носиком, достаточно изящным по линиям - подобные фарфоровые изделия были весьма распространены в это время. Обильная позолота буквально сплошь покрывает изделие. По нарядному ярко-зеленому фону тулова бежит изящный растительный орнамент, который напоминает прихотливые греческие арабески. При этом образ произведения достаточно монументален, что определяет и ручная графическая роспись с Вандомской колонной, и сама сдержанность формы. Сливочник увенчан  декоративным элементом в форме расширяющегося веера на легкой, петлевидной ручке, в изгибе которой помещен рельефный «цветок»-арабеска.  

Ксения Чиркова, искусствовед 

в других музеях