Истории Музейной Коллекции
обратно
БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ ЦАРЕДВОРЕЦ

Ульянов

Николай
Павлович


Портрет художника С.И. Лобанова

между 1922 и 1926


бумага, графитный карандаш, 48.5x39.1 см
Поступление:

1948, от Управления по делам искусств при СНК РСФСР

 

Справа внизу итальянским карандашом: Уль…

 

художник

Закончивший Московское училище живописи, ваяния и прошедший   три года обучение в мастерской В.А. Серова,  Николай Ульянов  являлся разносторонним  живописцем и блестящим мастером рисунка.  Разнообразные  творческие интересы и  жажда новых поисков приводило  его к участию в самых различных художественных объединений  - «Мир искусства», «Четыре искусства», Союз русских художников. Ульянов много работал  в историко-портретном жанре, создавая убедительные и  вдохновленные образы. Живописец, сценограф, блестящий рисовальщик и педагог Ульянов Николай Павлович  оставил  большое творческое наследие.  

произведение

Сергей Иванович Лобанов, также как и Ульянов,  учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, но уже в учебные годы молодой художник  заинтересовался историей  искусств. Год спустя, в 1914 году, Лобанов посещает  курсы по истории искусств при московском Археологическом институте. В 1922 году его назначают хранителем национализированного собрания С.И. Щукина,  именно в этом году происходит знакомство Ульянова  с Сергеем Лобановым. Творческая и образованная личность привлекла Ульянова,  они вместе порой выставлялись на выставках, горячо обсуждали   темы развития искусства и творчества. Позднее Лобанов становится  заместителем директора Государственного Музея нового западного искусства

В  портрете С.И. Лобанова чувствуется рука рисовальщика, несколько лет преподававшего рисунок в Строгановском художественно-промышленном училище. В  рисунке сочетаются смелые и уверенные линии  с  тончайшими дымчатыми штрихами, моделирующие  черты лица -  высокий открытый лоб, устремленный на зрителя доброжелательный  взгляд, на губах  слегка заметна легкая улыбка. Автор  стремится  подчеркнуть  черты творческой  натуры    отдельными деталями  одежды и  прически   - подвязанный  бантом ворот рубашки и  слегка небрежно  зачесанные назад волнистые волосы,  придающие  облику раскрепощенный  характер, во всем чувствуется внутренняя свобода и благородство модели.  Перед нами  предстает разносторонняя личность -   художник, искусствовед, театрал, участвовавший в различных  художественных объединений в начале ХХ века, но не примкнувший  ни к одному из них, как и сам автор этого рисунка Ульянов, оба  в жизни искали  собственный и неповторимый почерк, путь в искусстве.   

детали

Лидия Хайдукова, искусствовед

в других музеях