1927 г.р.
холст, масло, 140.5x200.5 см
Поступление:
1971, от Свердловского областного управления культуры
Игорь Симонов родился в одном из старейших сибирских городов – Тобольске, в семье педагога. К тому времени, когда мальчик пошел в школу, семья Симоновых переехала в Свердловск, крупный промышленный и культурный центр Урала. Страсть к рисованию проявилась с детства, и в 1943 году он поступил в Свердловское художественное училище им. И.Д. Шадра, где издавна царили традиции преподавания реалистического искусства. Время его учебы пришлось на трудные годы Великой Отечественной войны. Не бросая занятий, студент Симонов работал фрезеровщиком на заводе. Героика труда в тылу, всенародная борьба с врагом и Победа стали самыми сильными впечатлениями юности, во многом определившими развитие творческой индивидуальности художника.
Окончив с отличием училище в 1948 году, Симонов продолжил образование в Ленинграде, в Художественном институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, который дал ему знания и основы высокого профессионального мастерства. В условиях главенствующего в стране метода социалистического реализма интерес молодого автора к отображению труда, к образам рабочих естественен. В 1954 году он с отличием заканчивает обучение в институте, но учится еще три года в аспирантуре. А затем возвращается в Свердловск, где работает в Свердловской организации Союза советских художников, участвует во многих выставках и становиться одним из немногих уральских мастеров, допущенных к участию в 1960-1970-е годы на зарубежных выставках советского искусства в Бразилии, Японии, Германии, на Кубе. Он даже был участником знаменитой биеннале в Венеции в 1966 году. Голы перестройки и большой опыт привели его в 1990-е годы к преподавательской в Екатеринбургском художествненом училище им. И.Д. Шадра. Игоря Ивановича Симонова по праву можно назвать вдохновленным певцом индустриального Урала, влюбленным в свой край, в своих соотечественников – сильных и мужественных, крепких и закаленных. Величавая, суровая и прекрасная природа Урала, люди, преобразующие эту природу, строители, сталевары, литейщики - мощная когорта передового рабочего класса – неисчерпаемый источник вдохновения художника. Больше всего его привлекают темы самоотверженного труда, образы людей целеустремленных, увлеченных своим делом, энергичных, волевых, смелых. Художник умел видеть и передать в своих современниках активное, деятельное начало, интеллект и человеческое достоинство. Он принадлежит к тому поколению художников, чья творческая деятельность развернулась в 1960–е годы, когда художественная жизнь страны чрезвычайно активизировалась, изобилуя выставками, в то время популярным становится «суровый стиль», воспевающий судьбы простых людей и рабочих, изображенных в картинах условно и лаконично, с плакатной выразительностью.
Пристально всматриваясь в лица героев, которых находил Игорь Симонов повсюду - на передовых индустриальных предприятиях Урала, на железнодорожных станциях, художник создавал произведения о людях энергичных, сильных, деятельных, добрых и умных. За будничностью автор видел подлинный трудовой героизм советских рабочих. Все это точно соответствовало планам, поставленным перед мастерами искусства советским государством. Но это была и Правда совести, и Вера, и Убежденность.
В картине «Доменщики», посвященной рабочим металлургического предприятия уральского промышленного города Нижнего Тагила, для Симонова самым важным становится уверенно властвующий над могучей заводской техникой человек, а в нем - сложный, богатый внутренний мир. А, впрочем, тогда профессией рабочего – гордились. Металлурга, доменщика – тем более. Профессия рабочего-металлурга, специалиста по выплавке чугуна – истинно мужская, сложная, опасная. Это люди особого склада, люди «огненной профессии» - физически выносливые, смелые, ответственные, ловкие, внимательные. Доменщик осуществляет сложный процесс производства сплава железа с углеродом, который происходит в доменной печи. Именно доменщик работает непосредственно у горна - нижнего отдела печи, в котором накапливается выплавленный жидкий чугун, поэтому другое название профессии – горновой. И работают у печи непрерывно, в несколько смен, сразу несколько доменщиков: старший горновой и его помощники - именно эти рабочие и представлены в картине на первом плане. Этот трудовой подвиг восхитил Симонова! Художник неоднократно приезжал в Нижний Тагил, получал разрешение на посещение доменного цеха, где делал быстрые наброски. Симонов нашел удачное решение произведения не только благодаря своему таланту, но и прекрасному знанию особенностей труда людей рабочих профессий.
Но, почему сегодня остается так важна картина И. Симонова? Может быть, ушла из нашей жизни та нота высокой романтической приподнятости, эмоциональности, убедительности, которые наполняли ее особым смыслом, честностью, надежностью?
Из необъятного полотна жизни глаз художника «выхватывает» особо важные объекты изображения - планы выявлены, акценты расставлены. Главные герои произведения на первом плане в центре. Их пластически выразительные фигуры объединены в группу из трех человек, но ее монументальность, достигнутая взятой снизу точкой зрения, позволяет достигнуть высот обобщения и словно представить всех металлургов страны. Озаренные отблесками расплавленного металла стоят доменщики, «укротители огненной стихии», усталые, гордые… сколько силы, мощи в каждом их жесте! Обобщенные лаконичные формы, монументальность композиции, пронизанной острыми линейными ритмами, жесткость рисунка, напряженность цвета подчеркивают мужество простых людей.
Ксения Чиркова, искусствовед
140.5x200.5 mm
Поступление:
1971, от Свердловского областного управления культуры