Истории Музейной Коллекции
обратно
БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ ЦАРЕДВОРЕЦ

Нисский

Георгий
Григорьевич


Подготовка народного ополчения

1942


бумага, гуашь, 49.5x54.5 см
Поступление:

1946, от Комитета по делам искусств при СМ СССР   

 

художник

Восемнадцатилетним юношей Георгий Нисский, приехав из Белоруссии в Москву,  поступил  в Высшие Художественно-Технических мастерские – ВХУТЕМАС, где обучался у знаменитых А. Древина и Р. Фалька. Молодые годы художника совпали с грандиозным  строительством, развернувшимся в Советской стране в 20-30-е годы XX века. Новая жизнь  всецело увлекла художника и он с большим желанием, если не сказать с искренней страстью, изображал в своих работах все, что связано с современной ему жизнью. Нисский словно стремился передать  самою жизнь в её стремительном темпе, часто писал индустриальные пейзажи, в которых всегда было ощущение динамики.

Наряду с живописью, он занимался спортом, что было весьма характерно для молодежи  предвоенной поры -  Нисский  хорошо играл в волейбол и  даже участвовал в парусных регатах.  Художник, чтобы не делал, всегда был в гуще событий страны. В годы Великой Отечественной войны Георгий Нисский много работал в «Окнах ТАСС» и создавал различные  композиции, часто выезжая на боевые действия. 

произведение

Одной из таких  работ и является «Подготовка народного ополчения», выполненная художником в 1942 году несомненно непосредственно с натуры и изображающая характерную  зарисовку увиденных им будней войны. Формирование дивизий народного ополчения началось буквально в первые месяцы войны, сначала в Ленинграде, а затем этот почин распространился на другие города страны. Уже в июле 1941 года  в Москве было сформировано 12 дивизий народного ополчения, в которые входили  москвичи разных профессий и возрастов.  В  сентябре 1941 года  эти дивизии были переименованы в стрелковые. В октябре этого же года  были сформированы еще 4 дивизии народного ополчения, которые в январе 1942  года также были переименованы в стрелковые. Все дивизии активно принимали  участие в великой битве под Москвой, показав примеры самоотверженного и героического подвига. Всего народное ополчение столицы составило свыше 160 тысяч  человек.

Сцены подготовки будущих защитников Отечества, Нисский наблюдал часто, пробегая мимо спортивных стадионов. Стремление запечатлеть само состояние этих холодных московских дней, несомненно в работе, созданной быстро, без желания оттачивать мастерство рисунка. Главное – документальность свидетельства, характерная для искусства военного периода. Созданная по живым наблюдениям работа не только фиксирует увиденный эпизод жизни военного тыла, но и передает искреннее  желание автора как можно точнее и достовернее показать суровые  будни войны.

детали

В сумерках ненастного зимнего дня в городском парке идет подготовка молодых новобранцев, обучающихся стрельбе из пулемета. Внутреннюю собранность и  боевой настрой ополченцев подчеркивает возвышающаяся над ними парковая скульптура «Дискобол»,  олицетворяющая устремленность и волю к победе.  Фигуры людей в темных одеждах и строгие   стволы оголенных деревьев  выделяются на фоне сине-голубого снега и неба и отличаются  графической четкостью и выразительностью рисунка, решенного почти в монохромной холодной  гамме серо-коричневых и бело-синих  цветов. 

в других музеях