Истории Музейной Коллекции
обратно
НЕОБЫЧНЫЙ РАКУРС

Саврасов

Алексей
Кондратьевич

1830-1897


Берег реки Ветлуги в низовьях

1870-е


холст, масло, 31x40 см
Поступление:

1951, из Нижнетагильского краеведческого музея

Слева внизу: А. Саврасовъ На подрамнике: Берег ръ… Ве…ги в низовьях Людочке А. Саврасов Местобытование. Нижнетагильский краеведческий музей

художник

Удивительно трагична и в то же время плодотворна судьба Алексея Кондратьевича Саврасова. Ранний взлет, счастливое начало и расцвет творческой карьеры, и … ощущение не сложившейся жизни в конце пути. Но не писать он не мог. Отдохновение он находил в природе и говорил своим ученикам - «Надо быть влюбленным в природу, тогда можно писать». Талантливый мальчик Алексей Саврасов из купеческой среды,  рисовавший с детства, в 14 лет, вопреки воле отца, поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.  В 21 год молодой художник создает свой первый шедевр – «Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду», которым был сразу замечен, получив высокое покровительство Великой княжны Марии Николаевны. А уже в 24 года Саврасов становится академиком живописи и его картины приобретает П.М. Третьяков. Он с упоением работает, создавая пейзажи, наполненные любовью, проникновенной грустью и очарованием от родной природой, став создателем в русском искусстве пейзажа-настроения. После поездки за границу в 1862 году он, в основном, живет и работает в Москве. В 1871 году стал одним из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок, представив на первой выставке передвижников самую свою знаменитую картину «Грачи прилетели». 

произведение

Расцвет творчества Алексея Кондратьевича приходится на 1860 – начало 1870-х годов. В это время он много ездит в пленэрные поездки на берега Волги и по ее притокам, часто со своими учениками. Страсть к написанию этюдов, которой Саврасов следовал всю жизнь, появилась у него еще в годы ученичества. Этюды помогали ему познавать реальные формы, законы освещения и свет, воспитывали глаз в поиске мотивов, заключающих картинное начало, и в то же время будили поэтическое чувство. В своих записках он часто повторяет: «…Ступайте писать, пишите этюды, изучайте, главное – чувствуйте…». Большая часть работ передает щемящее чувство поэтической красоты скромных и привычных картин русской природы, особый лиризм мировосприятия художника. Именно к этому плодотворному и счастливому периоду творчества относится небольшой этюд, первоначально числящийся как «Берег реки Ве…ги в низовьях».  Название было уточнено лишь совсем недавно. Это река Ветлуга, приток Волги, которая привлекла Саврасова своими живописными берегами.  

К сожалению, известно только имя женщины - Людочка, которой автор подарил своё произведение. 

детали

В нехитром сюжете художник точно подмеченной гаммой тонов вечернего неба, цветовыми нюансами передал общее состояние умиротворения погружающейся в вечерний сон природы. Этюд показывает, что для Саврасова главным, даже в таком небольшом произведении, всегда был Воздух. Он утверждал: «Без воздуха пейзаж - не пейзаж! Сколько в пейзаж березок или елей ни сажай, что ни придумывай, если воздух не напишешь - значит, пейзаж дрянь». Художник пишет этюд прямо на природе, точно следуя увиденному – спокойная река, дальние планы леса и неба объединены общим состоянием глубокого покоя. И только на первом плане ярко вспыхивают белым берега Ветлуги, известные своими выходами древних меловых пород.

Александра Шемякина, искусствовед

в других музеях