Истории Музейной Коллекции
обратно
БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ ЦАРЕДВОРЕЦ

Муравьев

Владимир
Пантелеймонович


Молодая жена и любопытная теща

1975


масло, ДСП, x см
Поступление:

2009, от Федерального агентства по культуре и кинематографии

художник

В 1993 году у художника Владимира Муравьева Министерством культуры СССР были приобретены три картина. … Это случилось спустя два года после его первой персональной выставки, прошедшей не в России, а в далеком Чикаго. И только через пятнадцать лет все три произведения были распределены приказом Министерства культуры в коллекцию Нижнетагильского музея искусств.

О Владимире Муравьеве захотелось узнать как можно больше и не из отстраненных статей, а через воспоминания и высказывания самого автора, его самых близких друзей и знакомых, дающих возможность хоть чуть приблизиться к миру художника … Его близкий друг-архитектор И.Ш. Шевелев с некой обреченностью констатирует факты, понимая, что вся жизнь Муравьева могла бы сложиться совсем по-другому, родись он не в то время, или не в той стране: «Так безрассудно щедра костромская провинция на самобытность и талантливость - и жестока! Когда Муравьев уехал жить в Москву, связь наша не порвалась. Мне хорошо знакомы полосы его трудной жизни и непрерывного творческого поиска».

Живя в Москве, Муравьев выезжал со своими друзьями на выполнение монументальных работ, совместно с И. Шевелевым свершал экспедиции в поиске сохранившейся старины, двадцать лет, начиная с 1965 года, состоял в издательстве «Советский писатель» художником книги, оформляя сочинения ведущих прозаиков. И, не переставая, писал картины... Искусство Муравьева взрывало все устоявшиеся представления обывателя. «При жизни Владимир Пантелемонович мало выставлялся. Его первая персональная выставка прошла в 1991 году в Америке. Он не искал славы, не рекламировал себя. Говорил, у его искусства нет зрителя. Как настоящий талант, он опередил своё время», вспоминает директор художественной галереи города Костромы В.Прямикова. А супруга В.П. Муравьева литературный критик Алла Марченко говорит о своем муже очень верные слова: «Сейчас зрители его понимают. А 20-30 лет назад никто не понимал. Владимир Муравьев стал классиком при жизни. Искусствоведы говорят, его творчество уникально. Оно мудрое и ироничное. Обладая огромной энергетикой, воздействует на сознание и расширяет наше представление о мире и нас самих».

«Само прикосновение с духом и масштабом личности Муравьева ценны …, потому что то я имел дело с настоящей очень одаренной личностью…» - таким Владимир Муравьев навсегда остался в душе не только Иосифа Шевелева, но многих людей, соприкасавшихся с этим талантливым человеком и художником.

 

произведение

В 1970-е годы Владимира Муравьева увлекало желание отразить в своих картинах разные стороны бытия, в том числе частной жизни человека. Но в отличие от бидермейера, где все пристойно и удивительно мило, мастера влечет тайная, нелицеприятная людская жизнь. И это отнюдь не из любопытства… Живописцу важно обратить внимание на деградацию человеческих отношений и отдельных людей с их изъянами и пороками, на то что скрывается от чужих глаз… К этому времени в творчестве Муравьева уже давно произошла замена классического рисунка на формы пластически утрированные, появились аллегорические сюжеты. Находясь среди нас, художник смотрит на людей, оценивая каждого по-разному, и реагируя, то с долей иронии, а то с едким сарказмом, останавливая взгляд на несовершенстве человеческой натуры и ее слабостях.

В картине «Молодая жена и любопытная теща» последняя тайком наблюдает за молодыми, а вслед за ней художник наблюдает за всей компанией, выставляя затем увиденное нам на напоказ. Герои сцены - мать, испортившая сыну жизнь своей властью, вечной опекой, диктатом; сынок, так и не превратившейся в мужчину, оставшись в статусе безвольного «маменького сынка», не способного принять ни одного решения, и молодая девица-жена, ищущая свою выгоду… Перед нами разворачивается «забавная» сцена - старый муж развлекает молодую жену, «скача» на деревянной лошадке на палке. За этой сценой наблюдает его мамаша, сующая везде свой нос. Всю жизнь своему сыночку она желала счастья, которое благодаря ей то и обошло его стороной. Неравный брак заставляет мужчину делать немыслимые вещи…., даже оборачиваться мальчиком, чтобы развлечь молодую жену, скучающую со своим нелюбимым обрюзгшим мужем девицу. О духовности нет и речи… Между этими людьми любви и уважения нет, и никогда не будет

Что происходит с нами, с человеками, которые пришли в этот мир чтобы стать счастливыми, творить добро, любить по-настоящему…

детали

Сюжетная композиция изображает сцену из жизни семьи. Острая наблюдательность и едкий гротеск порождают особый язык: в перспективно решенном, темном, мрачно-душном пространстве комнаты изображены уплощенно-упрощенные, утрированные фигуры ее обитателей. Тусклая лампочка выхватывает из полумрака сложившуюся вдвое фигуру пожилой женщины – мамаши, притаившейся за дверцей шкафа, и, вытянув шею, подглядывающей за сыном и его женой. А седовласый сынок - неряшливый, в линялой майке и домашних тапочках субъект, впал в детство, скача на деревянной лошадке. Его молодая жена азартно, воздев руки вверх, подает команды всаднику, чтоб тот двигался поживее… Даже собака остановилась в недоумении, наблюдая за «играющими» в жизнь.

И все это было бы очень смешно, если б не было так грустно

Лариса Смирных, искусстввоед

в других музеях