1861-1904
холст, масло, 49x47 см
Поступление:
1950, от Комитета по делам искусств при Совете министров СССР
Андрей Петрович Рябушкин – признанный мастер жанровой и исторической живописи, родился в семье крестьянина-иконописца. Уже к семи годам он помогал отцу в мастерской. В 14 лет мальчик осиротел, но его способности заметил художник А.Х. Преображенский и определил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь его наставниками стали В.Г. Перов, А.Е. Архипов, К.А. Коровин, В.А. Серов. После смерти любимого учителя В.Г. Перова, не закончив училища, в 1882 года Рябушкин продолжил обучение в Петербургской Академии художеств. По окончании Академии он отправился в длительное путешествие по старым городам России - Новгород, Москва, Киев, Тула, Ярославль, Рязань, Углич и другие. Страстно увлекшись русской историей, везде он изучал старинную архитектуру, предметы быта, одежду, оружие. Его интересовала литература по истории Руси, летописи, народные сказания. В русском искусстве он стал создателем историко-бытовой картины, изображающей прошлое России, что принесло ему известность и признание. С ними он участвовал в выставках передвижников, «мирискусников», получил почетный отзыв на Всемирной выставке в Париже 1900 года.
Картина «Красная палата» была написана художником в последние годы жизни, когда Рябушкин «окончательно нашел себя», создавая полотна интересные и выдающиеся. Произведение, созданное в 1899 году, отправляет зрителя на три столетия назад - во времена становления великой династии Романовых как правителей. Это едва ли не единственное в творчестве А.П.Рябушкина обращение к жанру интерьера. Близкое по своим свойствам к этюду полотно создавалось, судя по всему, под впечатлением изучения и знакомства художника в 1891-1892 годах с архитектурными памятниками Московского Кремля. Изображена одна из царских комнат Теремного дворца, построенного в XVII веке на территории современного Московского Кремля по приказу первого русского государя, основателя династии Михаила Федоровича Романова. Именно здесь, в Престольной (или Тронной) палате, выполняющей роль кабинета, правитель мог уединиться. Из среднего окошка горницы на площадь вывешивался ящик, куда любой желающий мог положить свою жалобу или просьбу, однако содержимое ящика проверялось крайне редко и прошения практически не рассматривались, отчего он получил название «Долгий». Тогда в народе и появилась поговорка: «Не откладывай в «Долгий» ящик», то есть делай любое дело сразу, вовремя. В XVII веке это была самая недоступная комната из всего дворца - лишь по утрам ближайшие к царю бояре входили в нее, чтобы «бить челом».
Несмотря на небольшой размер Престольной палаты, ее интерьер отличало великолепное убранство. Это проявилось и в пурпурном цвете стен и сводчатых потолков, и в сиянии золота, активно используемом в росписи и отделке самых разных элементов, к примеру, дверных и оконных проемов, и в нарядном декоре растительного орнамента, густо застилающем пространство комнаты. В самом почетном месте - «красном» углу горницы стоит покрытое бархатом государево кресло, над которым изображены символы царской власти - рыкающие львы. Из парных стрельчатых окон с цветными стеклами в комнату льется мягкий, неяркий, радужный свет. Собственно, подобное яркое узорочье в оформлении интерьеров в тогдашней Руси не было случайным, оно являлось отражением представлений человека об идеальной, райской красоте и вечном цветении; свод же отождествлялся с небом, поэтому и воспроизводил «всю красоту поднебесную». Эту русскую нарядность и запечатлел Рябушкин в своей картине, наполненной удивительным ощущением пребывания современного зрителя в далекой, сказочной старине.
Мария Комарова, искусствовед
49x47 mm
Поступление:
1950, от Комитета по делам искусств при Совете министров СССР