Истории Музейной Коллекции
обратно
БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ ЦАРЕДВОРЕЦ

Ковалевский

Павел
Осипович

1843-1903


Купание коней

1880-е


холст, масло, 83x162 см
Поступление:

1945, от Комитета по делам искусств при Совете Народных Комиссаров РСФСР

Орловский Владимир Донатович 1842 - 1914
 

 

 

 

художник

Не часты, но и не редки в искусстве дуэты художников, вдвоем писавших свои произведения. Такой дуэт составили в восьмидесятых годах XIX века Павел Осипович Ковалевский и Владимир Донатович Орловский – выпускники

В их жизни много общего и много разного – меньше года в рождении, Ковалевский – сын профессора и ректора Казанского университет, Орловский – выходец из киевской помещичьей среды. Оба, получив гимназическое образование, стали студентами петербургской  Императорской Академии художеств – Ковалевский в  1863  был зачислен вольнослушателем в класс «баталической живописи», где был учеником Б. П. Виллевальде, Орловский в 1861 году. Последний попал, кстати, в Академию художеств по настоянию одного из ее выпускников - Ивана Максимовича Сошенко,  обратившего внимание на одаренного мальчика и давшего ему такую хорошую рисовальную школу, что он поступил  без экзаменов, представив конференц-секретарю академии М.Ф. Львову отличные рисунки. Впрочем, сказалось и личное ходатайство поэта и художника Тараса Шевченко.

Оба будущих художника, показав склонность  один к анималистике, другой к пейзажу,  уже спустя два года учебы показали отличные результаты и были удостоены серебряных медалей – Ковалевский за этюды лошадей, а Орловскому медаль дала возможность сблизиться со знаменитым маринистом профессором Алексеем Боголюбовым, научившего его в полной мере использовать сочность и яркость красок, умело передавать переменчивость состояний природы, её обаяние и красоту.

Труды и неустанная работа позволили обоим авторам по окончании Академии получить право на заграничную поездку за счет учреждения. Ковалевский с 1873 году путешествовал по Германии, Австрии, какое-то время жил в Риме, создавая жанровые картины, а не батальные, которых так ожидала от него Академия. Орловский - три года с 1869 провел в основном в Германии, Италии, Франции и Швейцарии. Пейзажист по природе своей он, отвергая  слепое копирование с натуры, так писал в отчете о поездке: «Задача художника изображение предметов и эффектов, существующих в природе, – передать свою мысль, свое настроение. Иначе же он становится чем-то вроде фотографического объектива – не более».  Труды его были оценены, и по возвращению в 1874 году ему было присвоено звание академика, а два года спустя профессора. Взлет его был недолгим – с 1900-х годах произведения художника все реже появляются на выставках, а сам он уезжает жить в Италию.

Ковалевский, живя во Франции, сблизился с И.Н. Крамским и В. М. Васнецовым и еще более утвердился в своем желании писать жанровые картины, но в 1877 году, он в связи с начавшейся русско-турецкой войной он был вызван из-за границы и прикомандирован к штабу 12-го корпуса. К этому времени Ковалевский уже имел европейскую известность - в его жанровых картинах большую роль играют животные, главным образом лошади и прекрасный знаток лошадей, знаменитый  французский живописей Э. Мейсонье был поражен, видя произведения Ковалевского, и заявил, что он не знает другого такого художника, который мог бы сравниться в этом искусстве с Ковалевским. В этой области Ковалевский был, бесспорно, крупнейшим русским художником второй половины XIX века. Впоследствии, написав немало батальных сцен, Ковалевский вновь возвращается к жанровой живописи, к крестьянской теме. Позднее по предложению В.М. Васнецова он был приглашен профессором-руководителем в Академию художеств, в мастерскую батальной живописи, где когда-то начинал свой творческий путь и которой руководил батальной мастерской до самой смерти в 1903 году[1].  

 

 

[1] Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников. Вторая половина девятнадцатого века. Т II /под ред. А.И. Леонова. – М.: «Искусство», 1971.– С.  347-357.

произведение

Итак, над созданием картины «Купание коней» работали два непревзойденных в своей творческой манере художника, один из них – художник-баталист Павел Осипович Ковалевский, большую часть своей жизни посвятивший бытовому жанру и создавший в картине с удивительным совершенством образы людей и животных; другой – приверженец пейзажной живописи, влюбленный в природу Украины художник Владимир Донатович Орловский.

Картина могла быть создана в 80-е годы XIX века, когда оба художника жили и работали в России.Несколько раз в этот время Ковалевский совершал поездки по средней полосе России, результатом которых были многочисленные полотна, варьировавшие различные путевые эпизоды. Орловский, вернувшийся в 1872 году в Россию, также путешествует по стране, создавая один этюд за другим, а в 1880-х годах все чаще пишет море. Нельзя исключать и возможность написания совместной работы художниками именно в этот период.

Сюжет выгула лошадей конюхами, которые ухаживали,  следили за здоровьем господских коней, кормили и мыли животных[2] типичен для бытовой жизни XIX века, и был, видимо, часто наблюдаем художниками.  Кони – главные действующие лица произведения, свободные, счастливые, они будто представляют собой символ вольной России, совсем недавно освободившейся от крепостного права. Причем, в картине представлены лошади благородных пород - верховые или рысистые[3], что ощущается в их стати, стройности,  грациозных движениях, пышной, развивающейся по ветру гриве.

 

 

[2] http://therussiannobility.rusff.ru/viewtopic.php?id=52

[3] Боярский П.В. Седлайте коней! – М.: «Детская литература», 1983. – С. 44 - 53

детали

Мощным и звучным колоритом, свободным движением кисти создана картина, в которой все наполнено гармонией и жизнью – яркий вечерний закат, набегающие на берег морские волны, движущиеся облака, люди, пытающиеся усмирить скачущих, резвящихся в воде коней.

Динамика создается за счет диагонального построения композиции, многоплановости, наложения облаков, движения людей и лошадей. Мастерски передана зеркальная гладь воды, набегающей волнами на берег, летний закат, тянущийся огненной полосой по горизонту, цветовые переходы серо-голубого неба к желтовато-красному и подсвеченные солнцем изнутри белые облака…

Образы людей и лошадей не конкретизированы, едва заметны детали изображенных  в закатной тени.  Они полны жизни и темперамента. В пейзаже академизм исполнения  удачно сочетается с умением передавать переменчивость природы, в том числе самой морской стихии, эффекты естественного освещения, воздушную среду. 

 Ксения Чиркова, искусствовед

в других музеях