Истории Музейной Коллекции
обратно
О, пряные ароматы Востока...

Репин

Илья
Ефимович

1844 – 1930


Отказ от исповеди

1880 - 1913


бумага, акварель, графитный карандаш, 30.4x22.5 см
Поступление:

1946, от Государственной закупочной комиссии, Москва

Эскиз к картине "Отказ от исповеди", Госудрственная Тертьяковская галерея

художник

Илья Ефимович Репин родился в 1844 году в городе Чугуеве Харьковской губернии, всемье военного поселянина. Посещал Школу военных топографов, затем был учеником иконописца и портретиста И.М. Бунакова, исполнял заказы на иконы и росписи церквей. Славу Илье Ефимовичу Репину принесло множество живописных произведений. Поступивший в 19 лет в Петербургскую Академию художеств, он одновременно занимается в Рисовальной школе Общества поощрения художников. Звание академика Репину было присуждено за картину «Садко», которую он писал, будучи в заграничной поездке во Франции в 1873-1876 годах. Находясь в качестве выпускника Академии художеств в Париже, с конца 1875 года Илья Репин стал посещать керамическую мастерскую художника Е.А. Егорова. В 1870-х годах в Париже образовалась большая колония русских художников, в основном из воспитанников Академии художеств. В письме к В.В.Стасову Репин писал о своем новом увлечении: «Мы теперь керамикой занимаемся, пишем на лаве и на блюдах; занятно очень, красиво может выходить, а главное, ведь какая прочность после обжига в огне;  керамический способ скор и легок, как фреска, и потому он не будет дорого стоить; да притом же это будут оригиналы, а не копии…»[1]. Группа художников организовала в Париже русскую керамическую мастерскую или «Общество пишущих на лаве»[2], куда входил и Илья Репин, увлекшийся тогда живописью на керамике. Именно в это время и было расписано блюдо «Персиянка в шлеме».

 



[1] Репин И.Е. Письма 1867-1892. Т I. – М.: «Искусство», 1969. – 171 с.

[2] Лава – раскаленный жидкий расплав горных пород, образующийся при извержении вулкана; в 1870-е годы  это слово было использовано русскими художниками в названии керамики и общества – «Общество пищущих на лаве» и  стало символом крепкой, обожжённой керамики, на которой художники писали сюжеты, покрывая роспись сверху  блестящим стекловидным составом – глазурью

произведение

Среди пяти произведений Ильи Ефимовича Репина, хранящихся в коллекции музея, одним из самых интересных является графический эскиз к живописному произведению «Отказ от исповеди». Над картиной художник работал долго - с 1879 по 1885 год. Замысел произведения возник под воздействием стихотворения поэта-демократа Н.М.Минского «Последняя исповедь», которое Репин прочел вместе с критиком В. Стасовым в ноябре 1879 года в нелегальном журнале «Народная воля».

«Последняя исповедь» - это диалог между  революционером, осужденным на казнь, и священником, пришедшим в камеру, чтобы принять исповедь арестанта пред казнью и услышать его раскаяние. Революционер не только отказывается от исповеди, но и обличает  священника, как слугу самодержавия и врага народа. Карандашный эскиз Репина буквально иллюстрирует  поэтический текст. Известно, что саму картину художник закончил в 1885 году и через год подарил ее автору стихотворения. Но  после написания картины он не оставлял работу над эскизом, дорабатывая рисунок акварелью уже в 1913 году  Репин цитировал строки поэмы «Последняя исповедь» в эскизе, правда, не с полной точностью «Грех: бедных и голодных как братьев я любил?». В поэме «Последняя исповедь слова звучат так: «Прости, господь, что бедных и голодных я горячо, как братьев, полюбил...». 

На акварели имеется авторская дата: «Нач.1880 г.-1913 конч.», которая позволяет предположить, что в те годы, когда художник задумал  картину, он сделал на  этом листе лишь карандашный набросок одного из  композиционных  вариантов своего замысла, а в 1913 г. завершил работу над рисунком и прошел его акварелью. Образ священника трактуется в графическом листе иначе, чем в других эскизах и в самой картине «Отказ от исповеди».

детали

 В отличие от всех существующих вариантов священник изображен на акварели с непокрытой головой, что придает его образу неформальный, более личный характер. Образ арестанта также несколько отличается от других вариантов его трактовки художником. В эскизе из коллекции музея, в отличие от того, каким он дан на других эскизах и на самой картине, арестант изображен лицом к зрителю: от священника  он отвернулся. Арестант в других работах Репина смотрит на священника, вполоборота повернувшись к нему, что дает возможность предположить наличие прямого диалога со священником, в отличие от эскиза из коллекции музея. Здесь арестант скорее демонстрирует непреклонность своих взглядов. В эскиз Репин еще находится в поиске и достаточно точно иллюстрирует фрагмент поэмы «Последняя исповедь» Н.М.Минского в лицах и образах.

Екатерина Шефер, филолог

в других музеях