Истории Музейной Коллекции
обратно
О, пряные ароматы Востока...

Репин

Илья
Ефимович

1844 – 1930


Портрет артиста Григория Григорьевича Ге

1895


, 77x97 см
Поступление:

1946, от Комитета по делам искусств при Совете министров СССР

Вверху справа: И. Ръпинь. 1895 г.

художник

Илья Ефимович Репин родился в 1844 году в городе Чугуеве Харьковской губернии, всемье военного поселянина. Посещал Школу военных топографов, затем был учеником иконописца и портретиста И.М. Бунакова, исполнял заказы на иконы и росписи церквей. Славу Илье Ефимовичу Репину принесло множество живописных произведений. Поступивший в 19 лет в Петербургскую Академию художеств, он одновременно занимается в Рисовальной школе Общества поощрения художников. Звание академика Репину было присуждено за картину «Садко», которую он писал, будучи в заграничной поездке во Франции в 1873-1876 годах. Находясь в качестве выпускника Академии художеств в Париже, с конца 1875 года Илья Репин стал посещать керамическую мастерскую художника Е.А. Егорова. В 1870-х годах в Париже образовалась большая колония русских художников, в основном из воспитанников Академии художеств. В письме к В.В.Стасову Репин писал о своем новом увлечении: «Мы теперь керамикой занимаемся, пишем на лаве и на блюдах; занятно очень, красиво может выходить, а главное, ведь какая прочность после обжига в огне;  керамический способ скор и легок, как фреска, и потому он не будет дорого стоить; да притом же это будут оригиналы, а не копии…»[1]. Группа художников организовала в Париже русскую керамическую мастерскую или «Общество пишущих на лаве»[2], куда входил и Илья Репин, увлекшийся тогда живописью на керамике. Именно в это время и было расписано блюдо «Персиянка в шлеме».

 



[1] Репин И.Е. Письма 1867-1892. Т I. – М.: «Искусство», 1969. – 171 с.

[2] Лава – раскаленный жидкий расплав горных пород, образующийся при извержении вулкана; в 1870-е годы  это слово было использовано русскими художниками в названии керамики и общества – «Общество пищущих на лаве» и  стало символом крепкой, обожжённой керамики, на которой художники писали сюжеты, покрывая роспись сверху  блестящим стекловидным составом – глазурью

произведение

Портрет артиста Григория Григорьевича Ге И.Е. Репин пишет в тот период 1890-х годов, когда он начинает писать свободно, широко, со значительным обобщением деталей. С любимцем публики известным оперным тенором тех лет артистом Г.Г. Ге,  Репин был дружен, часто бывали друг у друга в гостях. Художник трижды писал его портрет – живописный в 1895 году, пастельный в 1899 году и, позднее, изобразив артиста в «роли» великого поэта в картине «Пушкин на набережной Невы». О живописной работе 1895 года автор пишет самому Г. Ге: «… я на днях пришлю Ваш портрет… мне он показался нарядной вещью; есть нечто незаурядное и торжественное в общем выражении целой вещи».  Портрет экспонировался на XXVIII выставе Товарищества передвижных художественных выставок. Артист и драматург Петербургского Малого (Суворинского) и Александровского театров Григорий Григорьевич Ге (1867-1942), племянник художника Н.Н. Ге, окончил школу Д.Д. Корякова при Петербургском частном театре.

детали

Репин пишет ГГ. Ге в интерьере, что усложняет задачу создания образа. Артистизм и некоторую парадность, идущие от самой натуры изображенного, художник подчеркивает и эффектной, достаточно театральной позой, и отстраненностью от зрителя, и погруженностью в мир сценических образов, и модным костюмом с выпавшей из жилетного кармана золотой цепочкой. Колорит портрета эмоционален, скользящий свет активно выявляет формы лица, кисти рук. Жизнелюбивый по натуре Репин, вложил саму пульсацию жизни в энергичный мазок, которым написано произведение, динамично и легко «поставив» фигуру. Диагональное расположение фигуры в пространстве холста подчеркивает ее пластику, элегантность. Голова артиста мастерски вылеплена, костюм «взят» уверенно-обобщенно, еще более обобщенно решен фон и антураж - художник лишь намеком изображает угол стола, книги, кусок драпировки. Но главным в портрете остается психологическая глубинавнутренний драматизм образа. За внешним блеском живописного мастерства скрыта самая суть личности, психология изображаемого и Репин осуществил точное попадание в определение характеристики личности. 

Елена Ильина, искусствовед

 Лариса Смирных, искусствовед

в других музеях