Истории Музейной Коллекции
обратно
О, пряные ароматы Востока...

Репин

Илья
Ефимович

1844 – 1930


Персиянка. Декоративное блюдо

1876


фарфор, надглазурная роспись, роспись надглазурная полихромная x см
Поступление:

1946, приобретено у Иосифа Ивановича Пермина в Нижнем Тагиле

Внизу слева среди растительного орнамента: Paris 1876 г. Репинъ На обороте в центре клеймо: «ИPNTEI LMcC».

художник

Илья Ефимович Репин родился в 1844 году в городе Чугуеве Харьковской губернии, всемье военного поселянина. Посещал Школу военных топографов, затем был учеником иконописца и портретиста И.М. Бунакова, исполнял заказы на иконы и росписи церквей. Славу Илье Ефимовичу Репину принесло множество живописных произведений. Поступивший в 19 лет в Петербургскую Академию художеств, он одновременно занимается в Рисовальной школе Общества поощрения художников. Звание академика Репину было присуждено за картину «Садко», которую он писал, будучи в заграничной поездке во Франции в 1873-1876 годах. Находясь в качестве выпускника Академии художеств в Париже, с конца 1875 года Илья Репин стал посещать керамическую мастерскую художника Е.А. Егорова. В 1870-х годах в Париже образовалась большая колония русских художников, в основном из воспитанников Академии художеств. В письме к В.В.Стасову Репин писал о своем новом увлечении: «Мы теперь керамикой занимаемся, пишем на лаве и на блюдах; занятно очень, красиво может выходить, а главное, ведь какая прочность после обжига в огне;  керамический способ скор и легок, как фреска, и потому он не будет дорого стоить; да притом же это будут оригиналы, а не копии…»[1]. Группа художников организовала в Париже русскую керамическую мастерскую или «Общество пишущих на лаве»[2], куда входил и Илья Репин, увлекшийся тогда живописью на керамике. Именно в это время и было расписано блюдо «Персиянка в шлеме».

 



[1] Репин И.Е. Письма 1867-1892. Т I. – М.: «Искусство», 1969. – 171 с.

[2] Лава – раскаленный жидкий расплав горных пород, образующийся при извержении вулкана; в 1870-е годы  это слово было использовано русскими художниками в названии керамики и общества – «Общество пищущих на лаве» и  стало символом крепкой, обожжённой керамики, на которой художники писали сюжеты, покрывая роспись сверху  блестящим стекловидным составом – глазурью

произведение

О работе керамической мастерской в 1876 году И.Е. Репин писал из Парижа: «Я сделал несколько русских исторических типов (на блюдах) и народных, раскупаются нарасхват...»[1].  Несмотря на множество расписанных художником изделий, сегодня известно всего о двух сохранившихся в России керамических блюдах Репина. Одно - крестьянин в шапке-треухе, хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге; второе – в Нижнем Тагиле. В 1870-х годах Илья Репин задумал картину «Садко», в которой прообразом красавицы Чернавы стала Зоя Ге, племянница художника Н.Н. Ге. Созданный к картине этюд персиянки в шлеме был перенесен на блюдо.

Как блюдо попало из Франции в Россию - неизвестно, но в 1946 году оно было приобретено музеем в Нижнем Тагиле у частного лица - врача литовца Иосифа Ивановича Пермина (Перминаса). Увлеченный искусством И.И. Пермин приобрел блюдо И.Е. Репина «Персиянка в шлеме» на Сенном рынке после революции, выменяв его на продукты. Хранимое около 20 лет в семье блюдо оно было высоко оценено известным художником и искусствоведом И.Э. Грабарем, знакомым семьи, который и подтвердил принадлежность блюда кисти И.Репина.

детали

              В центре блюда на бордовом фоне, украшенном черным геометрическим орнаментом, в трехчетвертном повороте дано погрудное изображение статной красавицы восточного типа в золотом воинском шлеме и восточном костюме черного цвета с желтым орнаментом.  Золотистый головной убор восточной красавицы, одетой в платье с причудливым орнаментом, напоминает шлем луковичной формы, прихваченный тонкими лентами.  Гордый разворот головы и твердый взгляд выдают истовую веру и решимость к борьбе. Не случайно автор выбирает драматичный колорит – бордовый цвет, черный и золото, придающий образу внутреннюю готовность к жертвенности. Не случайно, в широкое белое поле борта в легкий причудливый цветной узор арабесок влючена фраза арабской вязью из Корана того времени, когда не было точек в языке. Это затрудняет перевод, предположительно, это мусульманская шахада (свидетельство) истинности ислама, ритуальное проговаривание: «Нет Бога кроме Аллаха и Мухамед его пророк». Блюдо подписное – Репин ставит свою подпись, год – 1876 и слово Paris, подтверждая, что работа создана во Франции.  

Ксения Чиркова, искусствовед

в других музеях