Истории Музейной Коллекции
обратно
БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ ЦАРЕДВОРЕЦ

Чернышев

Николай
Михайлович


Натюрморт. Скрипка в футляре

1919


холст, масло, 64x102 см
Поступление:

1962, из Нижнетагильского краеведческого музея

Слева вверху: Н. Чернышев 1919

 

 

художник

Он родился в 1885 году в скромной по достатку семье мещанина в селе Никольском Тамбовской губернии (ныне Воронежская область). После сметри отца в 1890 году Николенька Чернышев с матерью сначала переезжает в Рязань, затем в 1892 году в Москву. Художественное дарование будущего художника Николая Михайловича Чернышева проявилось с детства и потому вскоре он посещать сначала воскресные, а затем вечерние классы знаменитого Строгановского училища. Нужно отметить, что стремление учиться было столь сильным, что молодой художник учился напряженно и везде, где мог – он стремился получить разностороннее и основательное художественное образование, и потому учился даже на каникулах – так в 1910 году будучи в Париже он посещал уроки в Академии Жюльена, куда, впрочем, стермились попасть все художники. В 1911 году окончив московское Училище живописи, ваяния и зодчества, где занимался в классах у В.Серова, А. Архипова и К. Коровина, он сразу поступил в петербургскую Академию Художеств в мастерскую графики В. Матэ и декоративную мастерскую монументалиста Д. Киплика. После окончания учебы в 1915 году художник активно начал работать - на выставках появились его произведения.  Жизнь его в искусстве была длительной - художник прожил долгую жизнь, много сделал и внес большой вклад в развитие русской и советской живописи, был удостоен звания Народного художника РСФСР. 

произведение

В 1910 году Николай Чернышев «На заработанные за­казными портретами деньги про­жил все лето в Париже, где изучал музеи Лувра, новейшую француз­скую живопись и работал в студии Жульена. Уровень работы этой студии граничил с дилетантизмом. Полная иностранцами различных стран и рас, она дала мне чисто бытовые жизненные впечатления. В Париже я восторгался одно­временно и Сезанном и Пюви де Шаванном и копировал Леонардо да Винчи»,-вспоминал художник. Так состоялась первая встреча с произведениями Сезанна, глубоко поразившими его... Возвращение в Россию и учеба в Академии художеств не могли стереть из памяти это впечатление. Но поиски истинного, своего в искусстве прервала Первая  мировая война. В 1916 году Николай Чернышев  после подготовки в Александровском военном училище уходит солдатом царской армии на румынский фронт. Вернувшись через два года  в Москву, он активно включается в многообразную художественную жизнь столицы, став одним из организаторов и экспонентов объединения художников «Маковец». В 1919 году Чернышев был призван в Красную армию, где служил до 1921 года. Но между двумя службами, изучая сокровища  открывшегося для зрителей собрания Сергея Щукина, художник испытал воздействие  современной французской  живописи, и в особенности Поля  Сезанна и Пабло  Пикассо. Под их влиянием и была написана  в 1919 году картина «Скрипка в футляре».  Но, изучив построение формы предметов и пространственных решений средствами модных в то время систем,  больше художник к ним больше не возвращался.

 

детали

В драматическом натюрморте, палитра которого состоит из темно-зеленых и коричневых красок, выявляющих напряженные формы предметов - скрипки, футляра, отдельных листов нот, «беспощадная строгость цвета» становится важным в создании образа. Почти всю поверхность холста занимает изображение раскрытого футляра и скрипки. Но драматическая музыка еще не угасла, она «звучит», и мы слышим ее  тревожный аккорд. Монументально-декоративная красота натюрморта вызывает ощущение торжественности и мощи. 

Марина Агеева, искусствовед

в других музеях