1911-1990
фарфор, глазурь, роспись 24х4x5 см
Поступление:
1947, приобретено у автора Б.Я. Воробьева
Удивительно, но один из самых известных советских анималистов Борис Воробьев и не собирался им быть, более того, он даже и не мечтал становиться художником. Родился в Сибири, в Томске и практически до двадцати пяти лет искал себя, перепробовав профессии учителя, техника-строителя, работал и в цирке и на молочном заводе. В двадцать лет он приехал в Москву и поступил в Архитектурный институт. Но что-то все же подталкивало молодого человека к творчеству. Он занимался лепкой и увлекался резьбой по дереву, участвовал в выставках самодеятельных художников, и буквально уже через год после приезда в столицу на одной из выставок его талант был замечен знаменитыми художниками И.И. Бродским и В.А. Ватагиным. Получив от них «благословение» на стезю скульптора, Борис перебирается в Ленинград, и в 1936 поступает в Академию художеств и почти сразу начинает сотрудничать с известным Ломоносовским фарфоровым заводом, с которым он будет связан до конца творческой жизни, а Ленинград станет его вторым родным городом. Здесь он переживет блокаду, трудные послевоенные годы и создаст великое множество разнообразных скульптур животных, которые, как добрые друзья войдут практически в каждый дом, в каждую семью.
В послевоенном Ленинграде, возвращаясь к мирной жизни, Борис Яковлевич Воробьев создает одно из самых тиражированных своих произведений – крадущуюся лису. К образу лисицы скульптор обращался в своем творчестве не единожды. Он создал и сидящую лису, и свернувшуюся клубочком и прикрывшую нос хвостом полярную лису. Воплощая литературных персонажей, художник сотворил парную композицию «Бобер и Лиса» по басне С.В. Михалкова. Но крадущаяся лиса стоит на особицу. В ней все настолько естественно, жизненно, органично, так удивительно точно передана повадка, движение, что создается обманчивое впечатление легкости исполнения. На самом деле за ним стоит огромный труд наблюдательного мастера. Работа была приобретена у автора в 1947 году, но во всех изданиях год указывается 1949 год создания. Окрас тиражной фигурки лисицы тоже отличается – в тираж ушла рыжая лиса, а в музейном фонде хранится лиса с палевой окраской. По всей вероятности, Борис Яковлевич создал несколько моделей, нашел позу, пластику, искал окрас, и одна из пробных фигурок была им подарена (или приобретена? – неизвестно!) недавно открытому уральскому музею.
Хитрая лисица, распластавшись и прижимаясь, крадется по земле на полусогнутых лапах. Художник запечатлел ее в самый ответственный момент – выслеживание добычи, тихий подход к ней. Тело животного напряжено, лапы в черных «перчатках» ступают осторожно, еле прикасаясь к поверхности, хитрая мордочка слегка повернута вправо – все в фигуре говорит о повадках лисицы, о внутреннем состоянии, в котором она находится. Неоднократно подмечено, что в своих композициях Воробьев обращает внимание зрителя на какую-либо основную деталь, которая выражает сущность образа. В данном случае такой деталью становятся крадущиеся лапы животного и его настороженное тело. Поза и движение лисицы очень жизненны, выверенны, кажется, что только так и никак иначе невозможно изобразить крадущуюся лисицу. Автор всегда хотел, чтобы его звери показывали людям красоту живой природы, помогали урбанистическом пространстве стать более человечнее и ближе к ней.
Александра Шемякина, искусствовед
роспись 24х4x5 mm
Поступление:
1947, приобретено у автора Б.Я. Воробьева