Истории Музейной Коллекции
обратно
НЕОБЫЧНЫЙ РАКУРС

Прянишников

Илларион
Михайлович

1840-1894


В казино был

Конец 1880 – начало 1890-х гг.


холст, масло, 88.3x70.6 см
Поступление:

1944, от Управления по делам искусств Совете Народных Комиссаров РСФСР

Внизу: слева – Въ казино был; справа – И.Прянишниковъ

художник

Родился Илларион Прянишников под Калугой в семье мелкого провинциального купца. У мальчика рано обнаружились способности к рисованию и, несмотря на недовольство отца, старавшегося привлечь сына к семейному торговому делу, в 1856 году Прянишников поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Во время учебы у него завязались теплые дружеские отношения с В.Г. Перовым, работы которого оказали огромное влияние на Прянишникова и во многом определили его будущий творческий путь. С 1873 года и практически до конца жизни Илларион Михайлович Прянишников преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где его учениками были А.Архипов, К. Коровин, К. Лебедев, Н. Богданов-Бельский и другие. Несмотря на собственную бедность, многим своим ученикам он помогал материально: оплачивал жилье, покупал краски, подкармливал… - Скончался и был похоронен Илларион Михайлович Прянишников в Москве – своем любимом городе, о котором писал: «Где вы найдете в России такие типы – и мелкого торговца, и мелкого чиновника, и богатого купца, а при этом разных салопниц, кумушек, свах, а не то русского фабричного люда или отпетой бродячей вольницы, какую вы встретите на Хитровом рынке и по всем трущобам, каких в Москве видимо-невидимо». 

произведение

Илларион Михайлович Прянишников - последовательный передвижник, обращающий внимание на проблемы общества. Художник был большим поклонником театра, любил творчество А.Н. Островского и может оттого многие его картины напоминают театральные сцены, в которых неразрывно связаны сатира и драма. В картине «В казино был» разворачивается целая история семейной драмы, которую зритель может домыслить, представить, что было ранее, что будет потом… 

детали

Картина «В казино был» - нечто вроде маленькой живописной новеллы, рассказывающей о банальном семейном конфликте. О  незатейливой, обыденной жизни - говорят подробные детали. Незадачливый проигравшийся чиновник нелепо примостился на краешке разобранной супружеской постели в неснятом еще фраке, его цилиндр съехал на затылок, а лицо раскраснелось. Неуверенными, дрожащими пальцами он старается зажечь сигарету и во время тщетных попыток рассыпал спички по измятому ковру. Около героя, молча застыв у детской колыбели, с укором стоит молодая жена. Все в этой сцене выражает тревогу и безысходность. Обстоятельно переданные подробности интерьера меблированной комнаты и домашнего быта  только усиливают этот эффект. Тусклый, серый, холодный колорит вторит общему подавленному настроению картины. 

Ксения Баданина, филолог

в других музеях