Истории Музейной Коллекции
обратно
Сколько легкости!..

Неизвестный художник


Ваза Венгерской фарфоровой фабрики города Печ

1880-1910-е


фаянс, глазурь, позолота, роспись надглазурная полихромная 18.7x 11.3 см
Поступление:

Сведения отсутствуют

На дне вазы снаружи печатное подглазурное клеймо синего (кобальтового) цвета: слева – имя основателя фабрики Zsolnay, ниже PEGS, в центре - изображение пять церквей, справа – инициалы  J J M.

 

художник

В 1853 году в небольшом венгерском городе Печ[i] предприниматель Игнаци Жолнаи открывает фаянсовую фабрику. Спустя 12 лет производство перешло к его младшему брату – Вилмошу, который с 1868 года  начал выпускать здесь и фарфор. Новый владелец фабрики большое внимание стал уделять развитию технологии производства и экспериментальной работе с материалами. За изобретение – покрытие изделий высокотемпературными глазурями - Вилмош Жолнаи был награжден золотой медалью на Всемирной выставке в Париже в 1878 году. Продукция фабрики прославилась высоким качеством и, вскоре, стала известной не только в Австро-Венгерской империи, но и за её пределами! Изделия ценились не только за особые печские глазури, но и за уникальные приемы ручной росписи, выполненные не кистью, как обычно принято, а специальным пером. Самое удивительное в росписи было, что она выполнялась не фарфоровыми красками, а специальной стеклообразной глазурью, делающий рисунок насыщенным и рельефным. Поэтому, несмотря на высокую температуру обжига изделий, рисунок после температурной обработки оставался очень четким по контуру.  Именно таков узор на коллекционной музейной вазе  с ручной росписью. 

 



[i] Печ – город, возникший около 2 тысяч лет назад, на юго-западе Венгрии

произведение

Использование разных исторических стилей, культурных эпох и технологий играло важную роль в формировании «стиля Жолнаи». Одной из причин было то, что над дизайнерскими разработками фабричной продукции фабрики работали две дочери Вилмоша Жолнаи, одна из которых  увлекалась разными стилями, в том числе и искусством  османского  мира. Ведь город Печь почти полтора столетия -  в XVI-XVII веках, находился под турецким господством, которое оказало большое влияние  на  все виды искусств, в том числе и  на декоративно-прикладное искусство города.

В нарядной вазе с ручной росписью прекрасно отражены все особенности «стиля Жолнаи» конца XIX века, в котором главным было стремление к синтезу различных исторических стилей. Так, например, стиль модерна выражен в цветочной росписи и использовании в декоре нижней части вазы линии «волны»; отзвуки египетской или эллинистической эпохи – в орнаментальном узоре пальметт, а в применении золота и  ярких цветов заметно влияние восточного искусства.

На дне вазы стоит клеймо с фамилией основателя фабрики ЖолнаиZsolnay и изображением  пяти церквей -  по-немецки «Печ» означает «пять церквей».

детали

Казалось бы, форма проста – типа кашпо, или горшка. Но, вглядитесь – все не так просто! Нижняя часть в виде высокой чаши с рельефным орнаментом – это  настоящие волны, белые, с золотой обводкой, разбивающая голубые волны-полосы. Верхняя - это цилиндр, сплошь расписанный прихотливой цветочной росписью - гибкие и пластичные веточки из крупных нарядных желто-розовых цветов шиповника и хрупких желтых лилий, мелкими цветочками  и листьями. Одни четко очерчены линией по контуру, другие, нежно растворяются, словно «тают» на фоне вазы, создавая эффект зыбкости и изменчивости. И это весьма характерно для стиля модерн! Верх вазы – словно  кружевной с мелких фестонами с золотым узор пальметт.

Лидия Хайдукова, искусствовед

 

в других музеях