фаянс, глазурь, позолота, роспись надглазурная полихромная 18.7x 11.3 см
Поступление:
Сведения отсутствуют
На дне вазы снаружи печатное подглазурное клеймо синего (кобальтового) цвета: слева – имя основателя фабрики Zsolnay, ниже PEGS, в центре - изображение пять церквей, справа – инициалы J J M.
В 1853 году в небольшом венгерском городе Печ[i] предприниматель Игнаци Жолнаи открывает фаянсовую фабрику. Спустя 12 лет производство перешло к его младшему брату – Вилмошу, который с 1868 года начал выпускать здесь и фарфор. Новый владелец фабрики большое внимание стал уделять развитию технологии производства и экспериментальной работе с материалами. За изобретение – покрытие изделий высокотемпературными глазурями - Вилмош Жолнаи был награжден золотой медалью на Всемирной выставке в Париже в 1878 году. Продукция фабрики прославилась высоким качеством и, вскоре, стала известной не только в Австро-Венгерской империи, но и за её пределами! Изделия ценились не только за особые печские глазури, но и за уникальные приемы ручной росписи, выполненные не кистью, как обычно принято, а специальным пером. Самое удивительное в росписи было, что она выполнялась не фарфоровыми красками, а специальной стеклообразной глазурью, делающий рисунок насыщенным и рельефным. Поэтому, несмотря на высокую температуру обжига изделий, рисунок после температурной обработки оставался очень четким по контуру. Именно таков узор на коллекционной музейной вазе с ручной росписью.
Использование разных исторических стилей, культурных эпох и технологий играло важную роль в формировании «стиля Жолнаи». Одной из причин было то, что над дизайнерскими разработками фабричной продукции фабрики работали две дочери Вилмоша Жолнаи, одна из которых увлекалась разными стилями, в том числе и искусством османского мира. Ведь город Печь почти полтора столетия - в XVI-XVII веках, находился под турецким господством, которое оказало большое влияние на все виды искусств, в том числе и на декоративно-прикладное искусство города.
В нарядной вазе с ручной росписью прекрасно отражены все особенности «стиля Жолнаи» конца XIX века, в котором главным было стремление к синтезу различных исторических стилей. Так, например, стиль модерна выражен в цветочной росписи и использовании в декоре нижней части вазы линии «волны»; отзвуки египетской или эллинистической эпохи – в орнаментальном узоре пальметт, а в применении золота и ярких цветов заметно влияние восточного искусства.
На дне вазы стоит клеймо с фамилией основателя фабрики Жолнаи – Zsolnay и изображением пяти церквей - по-немецки «Печ» означает «пять церквей».
Казалось бы, форма проста – типа кашпо, или горшка. Но, вглядитесь – все не так просто! Нижняя часть в виде высокой чаши с рельефным орнаментом – это настоящие волны, белые, с золотой обводкой, разбивающая голубые волны-полосы. Верхняя - это цилиндр, сплошь расписанный прихотливой цветочной росписью - гибкие и пластичные веточки из крупных нарядных желто-розовых цветов шиповника и хрупких желтых лилий, мелкими цветочками и листьями. Одни четко очерчены линией по контуру, другие, нежно растворяются, словно «тают» на фоне вазы, создавая эффект зыбкости и изменчивости. И это весьма характерно для стиля модерн! Верх вазы – словно кружевной с мелких фестонами с золотым узор пальметт.
Лидия Хайдукова, искусствовед
роспись надглазурная полихромная 18.7x 11.3 mm
Поступление:
Сведения отсутствуют