Истории Музейной Коллекции
обратно
О, пряные ароматы Востока...

Неизвестный художник


Тарелка с гербом Парижа

XVIII век


фаянс, роспись подглазурная 24.4x25.9 см
Поступление:

1947, приобретено музеем в  Нижнем Тагиле  

Франция. XVIII век

На обороте: наглазурное клеймо: D.

 

художник

Долгое время тарелка считалась произведением голландской школы, пока не началось научное исследование этого старинного предмета. На обороте стоит клеймо с инициалом D - подобное клеймо  ставилось на дельфтских изделиях, расписанных синим кобальтом. Но на музейной тарелке - роспись яркая полихромная, что вызывало сомнение в её голландском происхождении.  В  ходе исследования выяснилось, что на зеркале тарелки изображен герб Парижа, и подобное клеймо ставилось не только на фаянсе Дельфта, но и на изделиях, производимых в городах  Лилле и Руане в конце XVII-XVIII веках. Этот факт позволяет полагать, что тарелка  имеет французское происхождение и датировать ее можно XVIII веком -  с даты основания  производства фаянсовых изделий в Лилле - 1716  год,  до  окончания Великой французской революции - 1799  год. Но главным аргументом для того, чтобы считать тарелку французского происхождения стал герб.

произведение

Геральдическая тарелка из коллекции музея - не утилитарный, а  памятный предмет для украшения интерьера, о чем  говорят  отверстия на дне для подвеса. На зеркале по-рыцарски сдержанной, и по-барочному витиеватой тарелки подглазурная роспись - герб Парижа – «В червлёном (красном) поле Гальское судно, оснащеное и одетое в серебро, плывущее на серебряных волнах, движимое остроконечным парусом. Глава (верх) лазуревая (синяя), усеянная золотыми геральдическими лилиями». Герб Парижа – свидетельство истории. Изображение судна с парусами рассказывает о водном пути по реке Сене с востока на запад - к Атлантике и о переправе, которой занималась гильдия лодочников, большая часть доходов которых шла на благосостояния города. Лилия - эмблема  французских королей Капетингов, под покровительством которых находился Париж, позднее лилия стала главным символом королевского дома и монархической  власти во Франции. Упоминание о гербе  появилось  еще в  конце XII века, но официально его узаконил король Карл V в 1358 году и с тех пор он практически не менялся.[i] Париж всегда был ведущим экономическим городом страны и, несмотря на то, что  во времена правления Людовика XIV его резиденция в конце XVII века переместилась в Версаль, он оставался символом величия абсолютной монархии. «Государство – это я!» - заявил «король-солнце». Официальная  символика, поддерживая лозунг, стала использоваться повсеместно, дополняясь многочисленными элементами  склонного к роскоши аристократического стиля барокко.



[i] После Великой французской революции (проходила в 1789-1799) в стране были отменены все дворянские титулы, родовые эмблемы и гербы, и лишь в 1811 г. Людовик XVIII вернул Парижу герб. 

 

детали

Шестигранная почти плоская декоративная тарелка  затейливо украшена многим элементами королевской власти – рыцарский щит с гербом Парижа, увенчанный короной в виде крепостной стены с башнями, царственные золотые лилии – и в гербе, и по сложному прорезному краю тарелки, символ чистоты и власти - стилизованные черные хвостики горностаевого меха (в виде «стрелок» с точками, разбросанными по всему полю). Пышный растительный орнамент в виде завитков аканта[i] напоминает о времени барокко.

Лидия Хайдукова, искусствовед

[i] Акант – многолетнее травянистое растение, послужившее источником вдохновения для художников, которые изображали его часто, особенно в архитектуре. 

в других музеях