Истории Музейной Коллекции
обратно
НЕОБЫЧНЫЙ РАКУРС

Маковский

Александр
Егорович

1869-1924


Рожь

1895


холст, масло, 20.8x32.6 см
Поступление:

1944, из Свердловского областного отдела по делам искусств

внизу слева: 20 - Jюня 1895 Царицино. Маковскiй

справа: А.Маковскiй

художник

Трудно стать знаменитым, когда эту фамилию уже прославили дед, отец и его братья[i]. Трудно стать знаменитым, когда твою жизнь не сотрясали скандалы, измены, разводы, истории страстной любви. Трудно стать знаменитым, если ты работаешь в устоявшихся традициях. О жизни Александра Маковского сведений очень немного, он не оставил воспоминаний о себе, и о характере его личности можно судить только по скудным сведениям. Но есть картины, и они красноречиво свидетельствуют о художнике. Имя Александра Маковского родственными узами связано со многими известными художниками и деятелями искусства второй половины 19 века. 

Он родился в семье потомственных дворян, в семье он и получил первоначальное художественное образование. Затем Александр окончил Художественное училище при Академии Художеств, где учился в мастерской И.М. Прянишникова, В.Д. Поленова и своего отца В.Е. Маковского. Далее он закончил Академию художеств в мастерской И.Е. Репина, получил звание академика и профессора. Обладая педагогическим талантом, Александр Владимирович открыл в Санкт-Петербурге частную художественную студию, у него сложилась собственная педагогическая система и прочная репутация отличного педагога – ученики со всей России стремились попасть в его классы. Как художник, Маковский работал в разных жанрах - пейзаже, портрете, бытовом, - и всегда в жизнеутверждающей манере. Художник искренне считал себя последователем традиций передвижничества, но в отличие от отца, он «не концентрировал обличительную интонацию», а стремился к отображению повседневной, обыденной жизни во всех ее проявлениях. Он пишет яркие сцены народной жизни, русскую природу, интересные народные типы… Маковский был необычайно требователен к себе, поэтому после него сохранилось не так много произведений, и некоторые остались недописанными… 

 

произведение

Художник много путешествовал по России, выезжал для работы в Псков, Новгород, на Волгу, побывал в Ферапонтовом и Кирилло-Белозерском монастырях, Архангельске, Соловках. В путешествиях-паломничествах он искал свою Русь, чудесные пейзажи, неожиданные ракурсы, открывал благодатную тему – лирический образ Родины. В 1895 году А. Маковский создает, тонкий и проникновенный пейзаж «Рожь», он воспевает красоту и силу родной природы. В этом году художник окончил академию, недавно приехал из Франции, где посещал художественную школу французского живописца Фернана Кормона, наслаждался картинами импрессионистов. Новые ощущения переполняли его, он воспринял новую живопись, где свет и воздух. Художник молод, ему всего 34 года, он счастлив в семье. Маковский с большим вдохновением и радостью пишет на пленере. Он приезжал летними днями в Царицыно к родственникам, бродил вместе с женой маленькой дочерью по окрестностям, любовался красотой, разлитой в природе. Он все увидел по-новому, и этим ощущением счастья пронизаны его картины. Хотя Маковский считал себя реалистом, но этюд написан скорее в импрессионистической манере. Пейзаж не несет черты социального пейзажа, как у Шишкина, он не подчеркнуто национален, как у Саврасова, в нем не утверждается народная идея, как у Мясоедова, он камерный и интимный. Художник обращается к человеку, к его переживаниям и чувствам и пишет для нег

детали

Солнечные лучи растворяются в колосьях ржи, и кажется, вся нива источает какой-то особенный свет. Несильный порыв ветра гладит ниву спеющих хлебов, и целый океан золотой ржи оживает, слышится спокойное дыхание поля. Удивительная колористическая гамма картины: золотисто-белесые колосья оттеняют нежную зелень травы, яркие затерявшиеся васильки и нежное фиолетовое небо с белыми облаками подчеркивают нежно-зеленый и золотой оттенок ржи. Сам пейзаж рождает чувства теплые и светлые, и вся эта чарующая благодать создает ощущение гармонии и спокойствия. Женская и детская фигуры не смотрятся контрастно, они вписывается в настроение пейзажа. Она тоже любуется красотой поля, его золотыми переливами, его безграничностью. И тропинка ведет куда-то в даль светлую.

Алла Детина, филолог

в других музеях