Истории Музейной Коллекции
обратно
БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ ЦАРЕДВОРЕЦ

Розанова

Ольга
Владимировна

1886-1918


Композиция

1915-1918


холст, масло, 39.5x31 см
Поступление:

1962, из Нижнетагильского краеведческого музея

 

художник

Жизнь Ольги Розановой была короткой – всего 32 года, но великой, как жизнь нескольких людей – столько успела сделать эта молодая женщина. Ярким именем ОЛЬРОЗ назвал ее Пётр Митурич, поэты посвящали ей стихи - «Светлой О.В.Р.» В. Маяковский, «Первой художнице Петрограда» А. Кручёных, поэт Б. Лившиц пишет о ней как о крупной индивидуальности, о ее редком даре - точном знании того, что она хочет в искусстве. Её ценили художники, Александр Родченко писал в ответе критикам в газете «Понедельник»: «Вы, огнепоклонники Запада!... Смотрите, вот Россия родила свое творчество и имя ему беспредметность… Идите, изучейте наших творцов: Малевича, Розанову, Удальцову, Веснина, Древина, Попову, Пестель, Давыдову, Клюна. Да не проспите, как русскую икону».

А потом о Розаново забыли более чем на пол-века.

Она родилась неподалеку от Владимира, училась искусству в Москве, как художник «взлетела» в Петрограде, куда приехала в 1910 году. Здесь она оформляет футуристические книги[i],  знакомится с поэтом А. Крученых, и, страстно увлекшись «заумным языком»[ii] сама пишет стихи и статьи.[iii] Все основные выставки авангарда проходят с ее участием – «0.10»[iv], «Бубновый валет», «Трамвай В», «Левые течения» и др. Страстные искания всего необычного и нового приводят ее в общество «Супремус» в 1916 году, тогда же она возвращается в Москву. Революция, с ее сметающей все безапелляционностью, показалась Розановой путем к свободе. Организаторские способности Розановой всегда были блестящими и она становится активной участницей реорганизаций - с января 1918 года вошла в Отдел изобразительных искусств Наркомпроса[v], оформляла майские праздники, вошла[vi] во Временный совет профессионального союза художников от «молодой федерации», в которую вошли футуристы, супрематисты и часть «бубнововалетцев», готовиться к выставке. Но в ноябре 1918, заболев дифтеритом, она умирает… Сегодня Ольга Розанова считается одним из крупнейших художников русского авангарда с уникальным колористическим талантом.[vii]

 

произведение

Картина написана, скорее всего, в 1917 году, быть может в конце 1916 года, когда Розанова пройдя путь через примитивизм к футуризму, открыла для себя супрематизм[viii] и вступила в Петрограде в 1916 году в общество «Супремус». В том же 1917 году она переезжает в Москву, где, занимаясь делами реорганизации искусства, продолжает искать свое, неповторимое в искусстве и вот-вот выйдет к «цветописи» и создаст один из шедевров беспредметной живописи «Зеленая полоса». Но активно осваивает супрематизм,[ix]и, будучи одним из самых смелых экспериментаторов беспредметности, провозглашает торжество «геометрии в красках», - так называли уже современники живописное течение, глашатаем которого был Казимир Малевич. Но супрематизм для Розановой – экспериментальная лаборатория, а не просто «комбинация разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний». Ее супрематические композиции – это «динамическая асимметрия и цветовая гармония», она страстно ищет в картинах ритмическую организацию  различных геометрических фигур  и плоскостей. В красочной композиции из коллекции музея видна и еще одна ценная особенность ее метода – Розанова не чертила по линейке – она стремилась сохранить «рукотворность», произвольность начертаний. По ее словам необходимо создание «качества формы в связи с качеством цвета, а не врозь». В этом - сущность отличия супрематизма Розановой от классического его варианта – вторичность формы по отношению к цвету. Отсюда – один шаг к знаменитой «цветописи». 

Интересно, что любовь к цвету родилась у художницы от народного искусства. «У меня в комнате от массы деревянных игрушек, которые я купила во Владимире, от пестрых подушек на стульях и от красивых образов уютно… располагает к работе» - писала она сестрам. Цвет пронизывал и стихи Розановой:

Сон ли то…
Люлька ли
В окне красном
Захлопнутом
В пламени захлебнувшемся
Кумача
Огня
Медленно качается
Приветливо баюкает
Пристально укутывает
От взглядов дня.
В огне красном
С фонарем хрустальным
Рубиновый свет заливает, как ядом
И каждый атом
Хрустально малый
Пронзает светом
Больным и алым.
И каждый малый
Певуч, как жало,
Как жало тонок,
Как жало ранит
И раним
Жалом
Опечалит
Начало
Жизни
Цветочно алой.

Хочется верить, что это произведение могло быть показано Розановой на выставке Профсоюза художников-живописцев в Москве в мае 1918 года, о которой Казимир Малевич писал «под беспредметным, в отчетах отмеченное как супрематическое, не соответствует правде, кроме Розановой». Но таких данных пока нет.

В картине - почти идеальное равновесие. Но внешняя статичность не может скрыть невидимого ритмического движения и мощного внутреннего напряжения. Повышенная активность цветов не могут оставить душу равнодушной – торжество и полет мысли здесь налицо. Пожалуй, здесь проявились те поиски, о которых Розанова писала еще в 1913 году: «принципы динамизма, объема и равновесияв картине, принципы тяжести и невесомости, линейного и плоскостного сдвига, ритма как закономерного деления пространства, планировки, плоскостного и поверхностного измерения, фактуры, цветового соотношения».

 

[i] О. Розанова оформмила книги «Бух лесиный», «Взорваль» А. Крученых, сборник «Рыкающий Парнас»

[ii]  Алексей Кручёных ввел 1886-1968 ввел в поэзию заумь – абстрактный, беспредметный язык, очищенный от «житейской грязи», утверждая право поэта пользоваться «разрубленными словами, полусловами и их причудливыми, хитрыми сочетаниями».     

[iii] В 1913 г. в сборнике «Союза молодежи» выходит статья Розановой «Основы нового творчества и причины его непонимания».

[iv] На последней футуристической выставке “0,10” (ноль-десять)», открылась 19 декабря 1915 года в Художественном бюро Н.Добычиной было 10 участников, среди которых – К. Малевич, впервые показавший «Черный квадрат» - «зримая иллюстрация к только что вышедшей брошюре «От кубизма к супрематизму».

[v] 24 мая 1918 года О. Розанова возглавила художественно-промышленный подотдел, созданный ее усилиями. Она предложила объединить традиционные центры народных промыслов и учебные мастерские, в которых обучение основам изобразительного искусства сочеталось бы с производительным трудом, практическим овладением прикладными навыками.

[vi] Розанова вошла вместе с Малевичем, Татлиным, Якуловым, Грищенко. Делением на три группы, по предложению Татлина, «левые» добивались баланса сил с многочисленными группами «старших» и «средних».  

[vii] Гурьянова Н. А. Ольга Розанова и ранний русский авангард. - М.: Гилея, 2002. - С. 172. - 1000 экз. - ISBN 5-87987-021-9.

[viii] Ольга Розанова говорила: «Специализироваться на одном каком-нибудь искусстве — это очень скучно».

[ix] Супремати́зм (от лат. supremus — наивысший) — направление в авангардистском искусстве, основанное в первой половине1910-х годов К. С. Малевичем. Разновидность абстракционизма. Суть – в комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний.  

детали

Небольшое полотно. Всего три краски и пять цветов – пронзительно звенящих, острыхВсего несколько плоскостей – строго геометризированных, лапидарных. Две крупные активные плоскости доброжелательно соседствуют – красная и сине-лиловая. С драматичным напором в них внедряется активный, торжествующий и ликующий желтый прямоугольник, объединяющий обе плоскости и заставляющий их звучать еще активнее. Еще два малых узких прямоугольника лишь вторят по цвету красному и сине-лиловому –вишневый и густо-фиолетовый, и поддерживают движение желтого героя. Геометрические плоскости, словно приклеенные к поверхности холста, создают жесткую архитектоническую конструкцию и в то же время – пространство, в котором двигаются прямоугольники, сражаются друг с другом, куда-то бегут.

Елена Ильина, искусствовед

в других музеях