Истории Музейной Коллекции
обратно
БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ ЦАРЕДВОРЕЦ

Федотов

Павел
Андреевич

1815-1852


Купцы

конец 1840-х


бумага, графитный карандаш, 25.5x17.5 см
Поступление:

1951, из Нижнетагильского краеведческого музея

На обороте у нижнего края графитным карандашом: рис. Федотов

 

художник

Имя офицера Павла Андреевича Федотова неизвестно никому, а вот имя одного из самых талантливых художников XIX века Павла Андреевича Федотова знают, наверное, все, как и историю его нелегкой жизни - настолько его произведения и его судьба вызывают интерес.    В 11 лет сын обедневшего поручика и дворянина  был определен в кадетский корпус, который с отличием окончил в звании фельдфебеля в 1832 году.  Но все свое свободное время юноша – рисовал! 10 лет в звании прапорщика он служил в лейб-гвардии Финляндском полку в Санкт-Петербурге - шесть из которых посещал уроки рисования в Академии художеств. В свободное время рисовал акварелью сослуживцев, написал две картины, которые были показаны Великому князю Михаилу Павловичу, который удостоил офицера-художника бриллиантовым перстнем и  высочайшим повелением: «предоставить рисующему офицеру добровольное право оставить службу и посвятить себя живописи с содержанием по 100 руб. ассигнациями в месяц». Долго колебался Федотов оставлять ли службу и выйдя в отставку оказался в крайней нужде – пенсия в 28 рублей 60 копеек была слишком мала для содержания семьи и творческой работы. Но он продолжал писать, и в 1848 году Советом Академии был признан академиком. Пришел почёт и известность, некоторое благополучие, но и вмешательство цензуры, которое вызвало принципиальное решение Федотова говорить правду о жизни. Павел Андреевич стал родоначальником критического реализма в русской живописипредвосхитил появление символизма своими размышлениями о бессмысленности человеческого существования. Постоянное напряжение вызвало многие болезни, появились странности и в 1852 году Федотов оказался в клинике для душевнобольных. Друзья и Академия собирали средства на лечение и сам Государь пожаловал на его содержание 500 рублей. Однако болезнь прогрессировала… В ноябре того же года Федотов скончался всеми забытый, кроме немногих друзей…

 

произведение

Жизнь Павла Федотова в отставке была крайне незавидной – маленькая и холодная комнатка   на Васильевском острове в Петербурге, постоянный голод, поскольку почти все деньги он отсылал родительской семье в Москву. Кутаясь от холода в тулупчик, надетый поверх теплого  халата, он рисовал и писал небольшие свои картины. Отогревался только в жарко натопленных классах Академии художеств, а обедал в целях экономии в кухмистерской вместе со своим денщиком   за 15 копеек. Да иногда, видимо, позволял себе зайти в трактир попить чайку. Привычка рисовать всегда и везде, «ловить типажи» не оставляла Федотова. Незатейливый карандашный рисунок купцов за чаем в трактире не более, чем быстрый набросок. Подмечая внешние особенности людей третьего сословия, их движения, сам образ, Павел Федотов потом вводил их в разные картины, исполненные насмешливости и искрометной критики – например «Мышеловка» 1846 года. 

Небольшой рисунок поступил не датированным в коллекцию музея. По всей вероятности – это  конец 1840-е годов, т.к. именно в это время Федотов пишет несколько картин со сходными типажами.  История, как таковая  про  этот рисунок неизвестна, но обладание музеем в своей коллекции рисунка этого выдающегося русского художника - очень важно.

 

детали

Просторная комната трактира или чайной, икона на стене,  окно с занавеской. Четыре купца чинно сидят за столом, крытом белой скатертью и неторопливо, почти торжественно пьют чай из большого, видимо полутораведерного самовара. Неторопливый разговор… Уважение к себе и к друг другу…

Елена Ильина, искусствовед

в других музеях