Истории Музейной Коллекции
обратно
БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ ЦАРЕДВОРЕЦ

Фаттахов

Лутфулла
Абдульменович


Хлеба созрели

1952


холст, масло, 187x352.5 см
Поступление:

1954, от Главного Управления по делам искусств Министерства культуры РСФСР

Слева внизу: Фаттахов - 1952

На обороте: "Хлеба созрели" Фаттахов Л.А. 1952 г. Казань

художник

Мальчика-сироту и его братьев, отец которых погиб во время Гражданской войны, а мать во время голода 1926 года, кормили односельчане в деревне Анда под Нижним Новгородом. Лотфулла Фаттахов любил рисовать, писать стихи и рассказы, и в 13 лет пешком пошел в Казань учиться в школе. Его приютила семья одноклассника – будущего знаменитого художника, академика Х.Я. Якупова. Друзья вместе учились, вместе поступили в Казанское художественное училище, и вместе добровольцами отправились на Советско-финскую войну. С началом Великой Отечественной войны Фаттахов был направлен в часть близ Бреста, где попал вместе с дивизией в Белостокский котёл и в бессознательном состоянии, потеряв на время слух и речь в немецкий плен в концлагерь в Линген. За три года лагерей он несколько раз пробовал бежать и однажды сумел! Он оказался во Франции, где вступил в Движение сопротивления. Война для него закончилась лишь в 1946 году в Будапеште. В том же году  стал членом Союза художников СССР.  Все это время он  не расставался с карандашом и много рисовал.

Войну Л. Фаттахов вспоминать не любил, фильмы о войне не смотрел. Обладая легким и жизнерадостным характером и колоссальной работоспособностью, писал картины,  напоенные солнцем и светом, словно утверждая жизнь на земле. Именно поэтому Государственная премия Татарской АССР имени Г. Тукая и звание народного художника РСФСР - несомненный знак признания мастера, видного татарского художника.

 

произведение

Творчество Лотфуллы Фаттахова развивалось на Татарской земле, но он любил ездить в родную деревню, где писал картины, посвященные в основном селу. Он с радостью рисовал деревенские пейзажи и портреты  жителей, жанровые зарисовки, твердо соблюдая правило «Ни дня без работы» и словно стремясь наверстать упущенные семь лет войны. Несомненно, именно здесь в деревне Анда и была задумана картина «Хлеба созрели», здесь были сделаны и зарисовки, написаны этюды, эскизы. Во время работы над картиной словно одержимый Фаттахов с пристрастием исследует избранную тему, с утра до поздней зари искал типажи, создал огромное количество набросков, писал пейзажи, стоял возле мольберта с кистью и палитрой в руках  и даже штудировал «Правила по определению урожайности в колхозах».

Впервые картина Л. Фаттахова «Хлеба созрели» была показана на Всероссийской художественной выставке в 1952 году и вызвала большой интерес. И не случайно! Послевоенная страна, где только налаживалась жизнь, нуждалась в легенде о счастье, изобилии и всеобщей радости. «Лучше всего мне казалось показать этих тружеников в такой обстановке, где был бы виден результат их самоотверженной работы», - писал Фаттахов. Создание подобных картин было связано с идеологическими установками Страны Советов, что, однако, не умаляет художественных достоинств картины, являющейся одной из самых значительных жанровых произведений Фаттахова.

 

 

детали

На узкой дороге среди полей, где колоситься золотистая высокая пшеница, идет быстрое оперативное совещание - несколько человек осматривают колхозные угодья. Жанровая сцена исполнена значительности - председатель указывает вдаль, явно раздавая задания своим подчиненным – молодому мужчине с велосипедом, пожилому седобородому старику-татарину в тюбетейке, молодой девушке в национальной татарской одежде с ярким красным фартуком, записывающей указания. Чуть в отдалении агроном, в лупу рассматривающий колосья. Все исполнено преувеличенной значимости происходящего.

Но сколько воздуха и солнца, простора и счастья бытия! Колорит картины построен на преобладании холодных золотисто-желтых тонов и подчеркивает жизнеутверждающее начало. Гордостью за свой труд и Родину веет от людей, а в мажорных красках словно сосредоточено все богатство земли, вся народная сила!

Елена Ильина, искусствовед

в других музеях