1893-1942
бумага, цветной карандаш, 52x38.6 см
Поступление:
1944, из Государственной Третьяковской галереи, Москва
Из серии «Памир». 1932
Справа черным карандашом: вверху – Рушанец; внизу – П.Староносов 2 сент. 32 -
На обороте вверху авторская надпись графитным карандашом: Памир Житель Рушана
С детства Пётр Николаевич Староносов любил рисовать, но профессионального художественного образование он так и не получил. Но, удивительно, Староносов сумел создать настолько значимые произведения, что вошел в русское искусство как мастер графики и иллюстратор книг. За свою недолгую жизнь он успел исходить пешком и объездить огромную часть страны - Урал, Сибирь, Карелию, Кавказ и даже побывать на Памире.
В 1932 году Петру Староносову предложили поехать в качестве художника в составе специальной первой Таджикской комплексной экспедиции от Академии наук на Памир. Легкий на подъем, он согласился сразу! Научно-исследовательская экспедиция была создана для развития народного хозяйства и культуры Таджикистана – на территории, где всего за несколько лет до этого отдавали девушек в рабство, где «жители горных ущелий не представляли себе как выглядит колесо». Страну надо было развивать, ресурсы ее не были изучены, а описание страны оставили только редкие путешественники. Почти полгода шла подготовка к экспедиции, в составе которой были ученые-этнографы, геологи, географы, альпинисты, биологи, зоологи и ботаники. Экспедиция была разбита на несколько групп, контроль за которыми должна была осуществлять центральная группа, путь которой на Памире был самый сложный и извилистый, и 29 июня 1932 года выступила в путь. В состав каравана этой центральной группы были «…шесть фототеодолитовых отрядов и лазуритовый отряд, направляющийся на Южный Памир к месторождению ляпис-лазури…ботаники, зоологи, фотограф В. Лебедев, художники П. Староносов и Н. Котов, три геолога…», как вспоминал один из организаторов экспедиции Павел Лукницкий. Путь каравана, состоящего «…из 160 вьючных лошадей и 30 всадников, пролегал через Гульчу, Суфи-Курган, Алайскую долину и Заалайский хребет – к Мургабу...»
Староносов посетил древние и чудесные места Памира, занимался, прежде всего, этнографическими исследованиями, создав большое количество уникальных акварелей и рисунков, многие из которых затем были выставлены на специальной выставке, организованной весной 1936 года в Доме учёных в честь пятилетия экспедиции. Наряду с этнографическими заданиями Староносов исполнил и чисто художественные образы. Умение художника точно схватить и передать типаж человека ярко проявился в погрудном портрете таджикского горца из Рушана. Рушан – это историческая область в юго-западном Памире средивысокогорных узких долин с довольно суровым климатом. Среди этих мест, окружённых хребтами с крутыми склонами, покрытых вечными снегами, и живут красивые, крепкие и выносливые горцы, отважно совершающие длинные переходы в самых трудных условиях.
Сегодня листы из серии «Памир» хранятся в Государственной Третьяковской галерее и Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва.
Памирец… Рушанец… Характерная короткая черная борода и усы, бритая голова с надетой легкой тюбетейкой-арахчин. Но не внешние этнические признаки важны. Он человек с сильной волей, выносливый, невозмутимый… Удивительная незыблемость спокойного самопогружения - состояние, столь свойственное жителям Востока, постигающим вечные истины бытия… Человек, живущий в едином ритме с природой. Автор, заостряя внимание на особой, благородной красоте мужественного лица и лишь намечая быстрой крупной штриховкой одежду рушанца.
Лидия Хайдукова, искусствовед
52x38.6 mm
Поступление:
1944, из Государственной Третьяковской галереи, Москва