1830-1897
масло, картон, 40.9x30.9 см
Поступление:
1959, от Министерства культуры РСФСР
Внизу слева: А. Саврасовъ.
Удивительно трагична и в то же время плодотворна судьба Алексея Кондратьевича Саврасова. Ранний взлет, счастливое начало и расцвет творческой карьеры, и … ощущение не сложившейся жизни в конце пути. Но не писать он не мог. Отдохновение он находил в природе и говорил своим ученикам - «Надо быть влюбленным в природу, тогда можно писать». Талантливый мальчик Алексей Саврасов из купеческой среды, рисовавший с детства, в 14 лет, вопреки воле отца, поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 21 год молодой художник создает свой первый шедевр – «Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду», которым был сразу замечен, получив высокое покровительство Великой княжны Марии Николаевны. А уже в 24 года Саврасов становится академиком живописи и его картины приобретает П.М. Третьяков. Он с упоением работает, создавая пейзажи, наполненные любовью, проникновенной грустью и очарованием от родной природой, став создателем в русском искусстве пейзажа-настроения. После поездки за границу в 1862 году он, в основном, живет и работает в Москве. В 1871 году стал одним из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок, представив на первой выставке передвижников самую свою знаменитую картину «Грачи прилетели».
Страсть к написанию этюдов, которой Алексей Саврасов следовал почти всю жизнь, появилась у него еще в годы ученичества. Этюды помогали познавать реальные формы природы, законы освещения и цвета, воспитывали глаз в поиске мотивов, заключающих картинное начало, и то же время будили поэтическое чувство.
В этюде «У иконы. Богомольцы» случайно увиденная весной на улице сцена была воспринята и передана художником глубоко эмоционально. Здесь Саврасов использует новое качество живописи - найденные в начале 1870-х годов цветность и свежесть письма усложняются теперь повышенной яркостью и стремлением к тональной нюансировке. Весну Саврасов любил, писал трепетно. Зрело и свободно художник сумел выразить неповторимое, ни с чем несравнимое чувство весны. Жанровый эпизод, введенный в картину, растворяется в общем образном решении. Так маленький мир картины представляет мир высоких живописных завоеваний художника.
На желтой стене дома с падающими на нее рефлексами розового, серого, зеленого ярко горит, словно вспыхнув огнем, освещенный солнцем киот с иконой, перед которым остановились богомольцы. У их ног в прозрачной лужице растаявшего снега плещутся голуби. Яркость солнечного дня заставила художника активизировать цвет, окрасивший картину мажорным звучанием. Основные пятна цветового аккорда сопровождаются аккомпанементом прозрачных оттенков теплой и холодной гаммы.
Лариса Смирных, искусствовед
40.9x30.9 mm
Поступление:
1959, от Министерства культуры РСФСР