Истории Музейной Коллекции
обратно
БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ ЦАРЕДВОРЕЦ

Рерберг

Фёдор
Иванович

1865-1938


Флоренция

1917


бумага, акварель, гуашь, 44.5x65.5 см
Поступление:

1946, от Комитета по делам искусств при  Совете министров СССР

Справа внизу черной акварелью: Ф. Рербергъ. 1917.

 

художник

Окончив Императорскую Академию художеств  и получив звание неклассного – свободного художника в 1892 году, Федор Рерберг активно занялся преподаванием живописи и рисунка, читал лекции по истории искусства. В 1906 году открыл собственное частное художественное училище, в котором учился будущий авангардист, создатель супрематизма К. Малевич. Являясь автором разработок по  методике  преподавания живописи и акварели, Рерберг  был прекрасным исследователем технологии живописных материалов и в совершенстве владел техникой акварельного рисунка. В  1917-1918 годы он активно работал в Комиссии по охране памятников искусства и старины при Моссовете,  входил в Художественный совет Государственного Исторического музея. Помимо педагогической и исследовательской деятельности художник много путешествовал по Волге, Кавказу и  Крыму, бывал  за границей - в Германии, Австрии, Франции и Италии.  Под впечатлением удивительного итальянского города эпохи Ренессанса, Федор Рерберг создает работу «Флоренция».

произведение

Панорамный  пейзаж написан  художником со знаменитой смотровой площадки - Пьяццале Микеланджело, расположенной на склоне южного холма Флоренции, и названной в честь одного из самых известных итальянских мастеров эпохи Возрождения. Площадка появилась во второй половине XIX века в результате капитальной реконструкции  города, в том числе и перестройки левого берега реки Арно. Автором этого проекта являлся архитектор Джузеппе Поджи.  

 

детали

Сквозь густые  зеленые кроны деревьев открывается панорама вечерней Флоренции, передающая  ощущения упоительного восторга красотой старинного города эпохи Ренессанса. Широкой лентой уходит вдаль река Арно с чередой арочных мостов, на фоне синих гор и предзакатного неба  открывается  старый город, окутанный сине-фиолетовой дымкой вечерних сумерек, с узнаваемыми очертаниями собора Санта-Мария дель Фьоре, увенчанного  куполом знаменитого Брунеллески, колокольня  Джотто и  башня палаццо Веккьо. Отсутствие резких контуров, плавность цветовых переходов, приглушенная  холодная гамма сине-фиолетовых и зеленых цветов вносят  в мотив южного летнего вечера  ощущения покоя и вечности, а стройные ряды желтых огней, зыбко отражающихся  полосами в темно-зеленой  глади реки, усиливают нотки  чувственного созерцания. 

Лидия Хайдукова, искусствовед

в других музеях