1893-1972
, 138.4x184.4 см
Поступление:
1950, от Свердловского отдела по делам искусств
Авторское повторение одноименной картины, 1942, Государственная Третьяковская галерея
Аркадий Александрович Пластов (1903-1972) – художник-живописец, Народный художник СССР (1962), лауреат Ленинской премии (1966) и Сталинской премии первой степени (1946). Он родился в селе Прислониха Симбирской губернии в семье потомственного иконописца. Родители мечтали видеть его священником и в возрасте десяти лет отправили на обучение в Симбирске вначале в духовное училище (1903), а потом и духовную семинарию (1908). Но после знакомства с работой веселых кудрявых богомазов, которые подновляли росписи его деда и отца в сельской церкви, он решил стать живописцем. «Как зачарованный, я во все глаза смотрел, как среди розовых облаков зарождается какой-нибудь красавец в хламиде цвета огня и потрясающий неведомый восторг, какой-то сладостный ужас спазмами сжимал мое сердце…С утра до ночи я ползал по вымосткам в каком-то блаженном чаду», – вспоминал художник.
Не окончив семинарию, он поступает в он занимается живописью в мастерской И. И. Машкова, потом был вольнослушателем в Императорском Строгановском Центральном художественно-промышленном училище (1912-1914), затем учился на скульптурном отделении в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1917 году Аркадий Александрович вернулся в родное село, где в течении пяти лет возглавлял сельский совет и комитет бедноты.
Мимо него не прошли тревожные события революционной эпохи: в 1917 году в Москве патруль едва не расстрелял прямо на вокзале из-за пришитых на шинель пуговиц с изображениями двуглавых орлов, а 1929 году оказался в застенках НКВД за высказанное мнение на приобретение трактора для колхоза.
Но постепенно художник отдается творчеству: во второй половине 1920-х пишет иконы для Прислонихинской церкви, работает в издательствах Москвы (1927—1930), пробует силы в литературе, и, конечно, пишет картины, главными героями которых становятся односельчане. В 1937 году он вступает в Союз советских художников.
К началу Великой Отечественной войны Аркадий Александрович Пластов сформировался как художник, тонко чувствующий и понимающий природу средней полосы России, будни и праздники родного села. По мнению Б. М. Никифорова, «характерной особенностью творчества Пластова всегда была его склонность к простым, повествовательным сюжетам, лишенным открыто выраженных конфликтов, столкновения противоположных по своим чертам характеров. Это не обеднило произведения Пластова, так как углубил их образное содержание … за счет показа значительности и важности простого и обыкновенного. Но война заставила художника написать несколько картин, в которых сюжет драматичен».
Война диктовала свои темы, свою пластику. Военные картины Пластова – это, прежде всего, воплощение гуманистических смыслов, протест против войны как таковой. Он, как правило, не изображает боевых действий, солдат. Удивительный факт: именно в военные годы А. А. Пластов впервые изображает обнаженное женское тело в картинах «Трактористки» и «Суббота» (1944). По мнению искусствоведа Ю. Н. Пластовой: «Жизнью разрушить смерть - вот сокровенный смысл его … военных картин».
7 ноября 1942 года художник на выставке «Великая Отечественная война» в Третьяковской галерее представил три работы: «К партизанам», «Защита родного очага», «Фашист пролетел».
Картину «Фашист пролетел» художник писал всего пять дней осенью 1942 года. Он вспоминает: «Осень тогда у нас стояла тихая, златотканая, удивительно душевная, теплая. Я люблю осень, всегда испытываю в это время страшно приятное особое состояние творческого возбуждения. И вот шло что-то непомерно свирепое, невыразимое по жестокости, что трудно было даже толком осмыслить и понять даже при большом усилии мысли и сердца, и что неотвратимо надвигалось на всю эту тихую, прекрасную безгрешную жизнь, ни в чем не повинную жизнь, чтобы все это безвозвратно с лица земли смести без тени милосердия вычеркнуть из жизни навек. Надо было сопротивляться, не помышляя ни о чем другом, надо было кричать во весь голос.
Надо было облик этого чудовища показать во всем его вопиющем беспощадной мести обличье. Под влиянием примерно таких мыслей и чувств общих тогда всем нам, русским, стали у меня зарождаться один за другим эскизы на данную тему, и на одном последнем варианте, показавшемся мне наиболее лаконичным и выразительным, я остановился и тотчас принялся писать подготовительные этюды. Эта предварительная работа заняла у меня недели три. Все, что изображено на картине сделано по очень тщательным этюдам... Картина имела известный успех у зрителя. Сам я ее тоже люблю, душевно она меня очень измучила с момента ее зарождения в эскизе до ее окончательного завершения». Из письма. Цитируется по: Пластов А. А. М. 2006. С. 15.
В ноябре 1943 года полотно «Немец пролетел» висело в залах Советского посольства в Тегеране во время проведения совещания глав трех великих держав: России, США И Великобритании. Очевидцы – члены советской делегации – вспоминали, что картина показала ужас войны тихо, спокойно, без пафоса.
Казалось бы, все так просто и ясно. Понятен сюжет: немецкий летчик расстрелял деревенское стадо. В траве - убитый мальчишка-пастух, рядом пара упавших животных... О связи этой картины Пластова с русской дореволюционной живописной традицией Серова, Левитана, с семантикой нестеровских полотен впервые написал А. И. Морозов: «Произошедшее изложено предельно реалистично, и в то же время автору удалось поднять это на уровень чрезвычайно емкой метафоры, обеспечив тем и другим исключительную популярность … холста у поколений россиян. Избегая какой бы то ни было внешней стилизации, художник вкладывает в содержание картины апелляцию к глубинным слоям народного сознания .... Лишить жизни ребенка, загубить безгрешную детскую душу испокон веков считалось у простых русских людей тягчайшим злодейством. Образ мальчика-пастуха среди тихой осенней природы так или иначе мог пробудить у зрителей ассоциацию с поистине культовым полотном молодого Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею» (1889-1890, ГТГ). Пластовский пейзаж, словно списанный с натуры, в силу сугубой хрестоматийности самого мотива, столь памятного и любимого многими по произведениям Нестерова, Серова, Левитана, прямо возрождал традиции русской живописи рубежа XIX-XX веков». Морозов А. И. Подвиг и Слава. Искусство на войне // Третьяковская галерея. 2010. № 1. С. 23.
А. А. Пластов – удивительно точный в деталях – словно цитирует фрагменты нестеровского полотна, помещает на первом плане молодые сосенки, оброненный кнут, ассоциирующийся с конной упряжью в руках отрока Варфоломея… В контексте «Видения отроку Варфоломею» пластовская картина приобретает еще более страшный и высокий смысл.
Произведение хранится в Государственной Третьяковской картинной галерее. Известно еще три авторских повторений картины – 1944 (Государственный Русский Музей), 1946 (Нижнетагильский музей изобразительных искусств), 1971-1972 (Собрание семьи художника).
Золотисто-желтые березы, порыжелые травы, нежная зелень всходов озими, молодая поросль елочек – обычные краски осени. Но почему лежат коровы, и воет собака рядом с мальчиком-пастушком? Вначале даже непонятно, что с ним произошло: разморило на осеннем солнышке и приснул? Если бы не алая кровь на волосах, которая еще не успела застыть. Причину случившегося не сразу понимаешь – вражеский самолет почти скрылся.
Погиб ребенок, который еще, наверное, не успел испытать даже ненависти к врагу…
138.4x184.4 mm
Поступление:
1950, от Свердловского отдела по делам искусств