Истории Музейной Коллекции
обратно
НЕОБЫЧНЫЙ РАКУРС

Пластов

Аркадий
Александрович

1893-1972


Стадо тагилок

1945


холст, масло, 200x210 см
Поступление:

1959, из Нижнетагильского краеведческого музея

Справа внизу: А. Пластов – 45 г.

 

 

  


 

художник

Аркадий Александрович Пластов (1903-1972) – художник-живописец, Народный художник СССР (1962), лауреат Ленинской премии (1966) и Сталинской премии первой степени (1946). Он родился в селе Прислониха Симбирской губернии в семье потомственного иконописца. Родители мечтали видеть его священником и в возрасте десяти лет отправили на обучение в Симбирске вначале в духовное училище (1903), а потом и духовную семинарию (1908). Но после знакомства с работой веселых кудрявых богомазов, которые подновляли росписи его деда и отца в сельской церкви, он решил стать живописцем. «Как зачарованный, я во все глаза смотрел, как среди розовых облаков зарождается какой-нибудь красавец в хламиде цвета огня и потрясающий неведомый восторг, какой-то сладостный ужас спазмами сжимал мое сердце…С утра до ночи я ползал по вымосткам в каком-то блаженном чаду», – вспоминал художник.  

Не окончив семинарию, он поступает в он занимается живописью в мастерской И. И. Машкова, потом был вольнослушателем в Императорском Строгановском Центральном художественно-промышленном училище (1912-1914), затем учился на скульптурном отделении в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1917 году Аркадий Александрович вернулся в родное село, где в течении пяти лет возглавлял сельский совет и комитет бедноты.

Мимо него не прошли тревожные события революционной эпохи: в 1917 году в Москве патруль едва не расстрелял прямо на вокзале из-за пришитых на шинель пуговиц с изображениями двуглавых орлов, а 1929 году оказался в застенках НКВД за высказанное мнение на приобретение трактора для колхоза.

Но постепенно художник отдается творчеству: во второй половине 1920-х пишет иконы для Прислонихинской церкви, работает в издательствах Москвы (1927—1930), пробует силы в литературе, и, конечно, пишет картины, главными героями которых становятся односельчане. В 1937 году он вступает в Союз советских художников.

К началу Великой Отечественной войны Аркадий Александрович Пластов сформировался как художник, тонко чувствующий и понимающий природу средней полосы России, будни и праздники родного села. По мнению Б. М. Никифорова, «характерной особенностью творчества Пластова всегда была его склонность к простым, повествовательным сюжетам, лишенным открыто выраженных конфликтов, столкновения противоположных по своим чертам характеров. Это не обеднило произведения Пластова, так как углубил их образное содержание … за счет показа значительности и важности простого и обыкновенного. Но война заставила художника написать несколько картин, в которых сюжет драматичен».

Война диктовала свои темы, свою пластику. Военные картины Пластова – это, прежде всего, воплощение гуманистических смыслов, протест против войны как таковой. Он, как правило, не изображает боевых действий, солдат. Удивительный факт: именно в военные годы А. А. Пластов впервые изображает обнаженное женское тело в картинах «Трактористки» и «Суббота» (1944). По мнению искусствоведа Ю. Н. Пластовой: «Жизнью разрушить смерть - вот сокровенный смысл его … военных картин».

7 ноября 1942 года художник на выставке «Великая Отечественная война» в Третьяковской галерее представил три работы: «К партизанам», «Защита родного очага», «Фашист пролетел».

Крестьянский мальчишка Аркадий Пластов страстно любил свое село Прислониху, что в Симбирской губернии всю свою жизнь. Но еще больше любил искусство. Окончив духовную семинарию в 1912 году, он уехал в Москву, где стал вольнослушателем Строгановского художественного училища. А затем сумел поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился вплоть до начала революции 1917 года. Ему повезло брать уроки у Л. Пастернака и А. Корина, А. Васнецова и А. Степанова. Поселившись в Москве, он очень часто возвращался и подолгу жил на своей малой родине. Видимо только она могла дать импульс к развитию его творчества. Он упоенно писал крестьянский быт, сельские виды и стал одним из самых выдающихся «деревенщиков» в искусстве. Честность, которой дышали его произведения, и высочайшее мастерство живописца сделали его поистине Народным художником, а премии и награды были лишь подтверждением тому. Самым известным произведением А. Пластова стала картина «Фашист пролетел», написанная в 1943 году и хранящаяся в Государственной Третьяковской галерее, а в Нижнетагильском музее - авторское повторение.

 

произведение

В 1944 году Нижнетагильский Городской Комитет ВКП (б) принял решение об открытии в Нижнетагильском краеведческом музее нового отдела-выставки «Нижний Тагил в Отечественной войны», который должен был отразить достижения города в годы войны в промышленности и сельском хозяйстве. На темы героики тыла планировалось написание девяти полотен, в том числе и произведения, посвященное сельскому хозяйству. Однако, своих художественных сил в городе не хватало и тогда Горком ВКП (б) Тагила обратился в отдел культуры Управления пропаганды ЦК ВКП(б) с просьбой помочь разместить заказ на несколько картин в московском Союзе советских художников. Так заказ на выполнение картины «Стадо тагилок» в 1945 году был распределен знаменитому уже в то время  живописцу А. Пластову.  Тема картины, стоимость которой по смете составила 30 000 рублей, звучала просто - «колхозное стадо коров «тагилка».

Большое панно-пейзаж художник выполнил быстро, но упоминаний о приезде автора в Нижний Тагил нет. Художник работал над произведением без этюдного материала, пользуясь фотографиями и описаниями природы Урала и консультируясь с животноводами. Уже в феврале 1945 года картина была сдана приемной комиссии, в составе которой были представители оргкомитета Союза художников С.В. Герасимов, М.Г. Манизер, Г.Г. Ряжский, а от Нижнего Тагила включены председатель нижнетагильского горисполкома И.А. Непомнящий, директор Уралвагонзавода Ю.Е. Максарев, начальник Тагилстроя НКВД СССР М.М. Царевский, редактор газеты «Тагильский рабочий» А.В. Суворов и художник А.Н. Побединский.

Знаменитая порода коров «Тагилка» была выведена еще при Демидовых в XIX веке, когда  заводовладельцы привезли из Голландии в Тагил для разведения чистопородных коров. Затем порода была улучшена - скрещена с местными, и появилась новая – тагильская  порода коров. Она была поистине уникальна для животноводства Свердловской, Омской, Челябинской и Молотовской областей. Коровы хорошо переносили уральский климат и долго не старели, но, главное, славились большими удоями – например, в годы войны одна корова могла дать до 40 литров молока в сутки.  Сегодня эту породу можно считать утраченной...

 

детали

Осень… Дальний горизонт, жухлая трава, низкое свинцовое небо и узкая полоска дальних  невысоких уральских гор. Редкими алыми всплесками гроздьев горит сиротливый куст рябинки. Незнакомая и суровая природа Урала естественно связалась в понимании живописца с землистым сумрачным колоритом, что впрочем, характерно для произведений военных лет. Смелый, уверенный мазок, прекрасно выверенная композиция выдают в работе руку истинного мастера. Бедно одетые старик и мальчишка готовят незатейливое варево в котелке, а рядом пасутся пятнистые коровы. В самом сюжете и состоянии природы разлито столько силы, незыблемости, щемящей душу тишины. В незатейливом сюжете – пастухи со стадом, автор добивается почти эпического звучания крестьянской темы.

Елена Ильина, искусствовед

в других музеях