холст, масло, 73x58 см
Поступление:
1944, от Свердловского областного отдела по делам искусств
Копия одноименной картины Т.А. Неффа 1856 года, Государственная Третьяковская галерея
Произведения исторического и религиозного живописца, портретиста Тимофея Неффа были крайне популярны уже при его жизни, многократно копировались и повторялись. Незаконнорождённый сын французской гувернантки Тимолеон Карл фон Нефф родился в 1805 году в Эстляндской губернии. Способности мальчика в десятилетнем возрасте оценил К. фон Кюгельхен, ставший его первым учителем. Окончив Дрезденскую академию художеств в 1825 году, он прибывает в Петербург и в 1832 году стал придворным художником, написав портрет дочерей императора Николая I. В 1839 году был удостоен звания академика, в середине 1850-х преподавал в Петербургской Академии художеств, а с 1864 служителем хранителем картинной галереи Эрмитажа. Представителю академизма Т. Неффу его мастерство принесло славу не только в России, но и в Европе, и он был избран членом петербургской и флорентийской Академии художеств.Имя свое в русском прочтении - Тимофей Андреевич, художник получил при возведении в потомственное дворянское достоинство в 1844 (диплом был выдан в 1860) году, Нефф был пожалован орденом святого Владимира 2-й степени. Скончался художник 5 января 1877 года в чине тайного советника. У Неффа, как художника, была своя система ценностей, заключавшаяся в создании идиллических сцен, отвечающих эстетике классицизма. Критики, упрекая Неффа в отсутствии глубокого содержания и характеров, в яркости и «ненатуральности» колорита, все же видели заслугу живописца в приобщении русского зрителя к «яркому колориту», «грации сочинения» и «изяществу письма». Созданные им нежные, изыскано-романтичные произведения, отличающиеся красивостью, угождали вкусам зрителей и потому его часто копировали.
В Италию Нефф путешествовал четыре раза и уже из первой поездки привез зарисовки итальянских крестьян. В 1856 году Т.А. Нефф, после своего третьего путешествия в Италию в 1855 году, используя собранный материал, создает картину «Итальянская крестьянка», ныне хранящуюся в Государственной Третьяковской галерее. Копия неизвестного художника, выполненная тридцать лет спустя, максимально схожа с оригиналом, даже в размерах расходясь незначительно. Неизвестный копиист виртуозно точно передает эффектно-легкую композицию, яркий, типично «неффовский» колорит, изящность несколько манерного рисунка, отличавшего работы Т. Неффа, особо обращает внимание на детали в одежде крестьянки.
Как точный бытописатель и певец красоты Т. Нефф, а вслед за ним и неизвестный портретист, любуется лицом молодой итальянки. По канонам академической живописи стремление к прекрасному, возвышенность образов должны лежать в основе классических произведений и потому художником крестьянка показана не в труде и заботах, а в минуту отдыха. Спокойная поза сидящей на камне женщины, национальный итальянский костюм, детали идиллического пейзажа говорят о тихом любовании живописцем своей моделью. Обыденному действию придан характер возвышенно-прекрасного. Передача фактуры материала – звонкая медь кувшина, тяжесть длинной шерстяной юбки и яркого синего фартука, легкость и пышность белой льняной рубахи и платка, сложно уложенного на голове – только подчеркивают степень мастерства живописца, которую так замечательно передал неизвестный автор в копии.
Александра Шемякина, искусствовед
73x58 mm
Поступление:
1944, от Свердловского областного отдела по делам искусств