Истории Музейной Коллекции
обратно
БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ ЦАРЕДВОРЕЦ

Сафохин

Анатолий
Иванович


Переяславль-Залесский. Покровская церковь

1990


холст, масло, 71.5x74 см
Поступление:

2002, в дар от жены художника И.А. Сафохиной, Москва

 

 

художник

В 1980-1990-е годы  Анатолий Сафохин неоднократно ездил в Переяславль-Залесский, на творческую дачу. Небольшая одноэтажная усадьба 1885 года постройки с садом и огородом с 1915 года принадлежала академику живописи Д.Н. Кардовскому, которая в 1954 году была передана художникам и стала местом для творческого вдохновения многих.  Для Сафохина проживание здесь было не просто отдыхом, но необходимостью – живописец всегда стремился к работе на натуре, а здесь, среди старинных монастырей на берегу Плещеева озера ему писалось легко и спокойно.  Небольшие картонки, которые художник называл «нашлепками», он носил с собой и писал на них без устали, привозя домой многочисленные идеи для последующей работы в мастерской.

 

произведение

Анатолий Сафохин в небольшом, всего на 40.000 жителей городе, знал все закоулки, много раз приезжая и полюбив Переяславль-Залесский.  Всего 140 километров от Москвы и совершенно иное течение жизни – спокойное, тихое, и в городе, основанном в 1152 году, сохранился дух самой истории. Он не раз был в Церкви Покрова Пресвятой Богородицы, но написать решил лишь в этот приезд. Однокупольная церковь - типичный образец провинциальной архитектуры второй половины XVIII века, с небольшой трехярусной колокольней со шпилем, пристроенной позднее, привлекла внимание художника своей внешней скромностью, несмотря на то, что это прекрасный образец русского барокко.

Скромная постройка на берегу реки Трубеж в свое время была главной среди других церквей на оживленной Торговой площади, а  потом все они были разрушены, и район оказался в стороне от центра. Сафохин знал, что приходская церковь, едва не единственная, сохранившая свою изначальную планировку, никогда не закрывалась.  Но история для него лишь фон для переживаний, а в искусстве главное – конструкция. Трудно сказать с какого холма художник писал понравившийся вид, но общее понимание природы русского провинциального города он сумел передать в самом празднично-нарядном колорите – звонком, достойном, радостном. Им владеет стремление передать само состояние жизни старинного русского города, свои собственные переживания истории и красоты русской архитектуры. В работе ясно выявлено пристрастие автора к архитектуре в ее непосредственной связи с живой природой. Жена художника Ирина Александровна вспоминала, что Сафохин «На натуре работал немного, очень быстро.  Но много ходил, смотрел, и по его собственным словам «с эскизом в голове» шел снова на натуру и уже писал на природе, т.е. смотрел – создавал набросок – и затем уже шла работа в мастерской».

 

детали

Художника в картине интересует лишь соотношение объемов – он «схватывает» общий вид, «принося в жертву» точность изображения и «лишая» здание многих деталей: «отбрасывает» как лишние  круглые световые отверстия (люкарны) в куполе, резные барочные наличники на окнах, даже нарушает принципиальные архитектурные членения – трехярусную колокольню делает двухярусной. Малиновые и красные энергичные мазки, как языки пламени, вторгаются в синюю  область теней, зеленые, приглушенные, близкие к синему, оттеняют основной цвет.

Елена Ильина, искусствовед  

в других музеях