Истории Музейной Коллекции
обратно
БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ ЦАРЕДВОРЕЦ

Сафохин

Анатолий
Иванович


Котельная в Тарусе

1989


холст, масло, 95.5x119.2 см
Поступление:

2002, в дар от жены художника И.А. Сафохиной, Москва

Слева внизу: А.Сафохин

художник

1989 год – насыщенный в жизни живописца Анатолия Сафохина. Художник много ездит – в Переяславль-Залесский, в Тарусу, в Гурзуф, готовиться к персональной выставке, выходит его единственный буклет о жизни и творчестве.

 

произведение

С годами принцип правдоподобия в творчестве А. Сафохина постепенно вытесняется, все более заменяясь принципом условности. Он все более и более ищет в окружающем конструктивность, а его увлечения фовизмом, кубизмом, экспрессионизмом, как и русская декоративность, требуют выхода и в собственном творчестве.

В маленький городок Таруса на левом берегу Оки, Сафохин приезжал летом 1989 года. Там на территории Дома отдыха, среди деревьев стояло странное и непропорциональное сооружение – котельная, которая именно этим и привлекла художника. В теплые летние вечера, когда солнце уже садилось, когда краски углублялись, обыкновенная котельная в тени крон становилась таинственной и приобретала совершенно необычный вид. Не менее необычной для художника она  была и внутри с ее пересечением труб, створками печей… И только живой взгляд художника мог был быть заворожен такой открытой конструктивностью – здесь было именно то, что искал Сафохин: обобщенность форм, максимальная декоративности и интенсивность колорита. Связь с реальностью очевидна, но автор ищет  выражения неизменной сущности предметов, устойчивых качеств мира. Внешнее спокойствие картин полно внутреннего драматизма и напряжения. Профанную среду Сафохин превращает в объект высокого творчества.

 

детали

В беспокойном ритме динамичных линий и насыщенных красок проявилась сама неустойчивость «перестроечного» советско-российского времени: эмоциональный строй произведений отразил общественные перипетии. Реальное пространство котельной не исчезает, но трансформируется , приобретает отчужденную форму, все здесь приходит в движение. Положенные с силой мазки свободно и непринужденно окрашивают сталкивающиеся и теснящие друг друга плоскости. Художник смело сочетает мощные красочные звучания и формы. 

Елена Ильина, искусствовед

в других музеях