Истории Музейной Коллекции
обратно
БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ ЦАРЕДВОРЕЦ

Баженов

Павел
Дмитриевич

1904-1941


На страже

1937


темпера, дерево, 30x38 см
Поступление:

1950, от Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР

Слева внизу темперой: Баженов Н 37.

 

художник

Художник Павел Баженов - потомственный иконописец, родившийся в деревне Подолино, что недалеко от прославившегося мастерами-иконописцами села Палеха. До революции  Баженов прошел обучение в иконописной мастерской,  но судьба заставила его  вернуться к крестьянскому хозяйству, хотя  рисование он любил и никогда его не оставлял.  В 1924 году в Палехе создается «Артель древней живописи» и Павел Баженов становится одним из её первых учеников. В течение жизни наряду с миниатюрной росписью художник работал в разных областях искусства: оформлял театральные спектакли  в Ленинграде и Москве, иллюстрировал книги и рисовал карикатуры, создавал мультфильмы и расписывал  фарфор и оставил яркий след в искусстве Палеха. Он разрабатывал  различные темы в палехской миниатюре, но преобладающими были  историко-патриотические и  русский фольклор. Его работы отличались особым линейным ритмом и графичностью, выразительностью форм и яркостью колорита, с использованием локальных  пятен цвета.

 

произведение

Художнику Баженову тридцать четыре года. И жить осталось всего четыре года. Он еще не знает, что скоро начнется война с фашистами, что он будет призван в армию, проститься с родными, сядет вместе с другими новобранцами в эшелон и отправится на фронт… поезд попадет под бомбардировку…

А пока в 1937 году Баженов с увлечением пишет панно о своей Великой Родине, где так легко дышится, где все так величаво! Художник увлеченно пишет необъятность Советской страны, используя обратную перспективу - пространство разворачивается  вширь и вглубь, распространяется вверх и вниз. Как и заведено в палехском искусстве, он многие приемы берет из иконописного письма – пишет преувеличенно большие фигуры защитников Отечества  в центре композиции как в среднике иконы, разбивает композицию на клейма для передачи колоссального масштаба повествования о величии страны. Письмо условное. На небольшой доске из папье-маше молодой художник Баженов темперными красками, традиционными для иконописной живописи, пишет вытянутые стилизованные фигуры людей, тщательно работает над складками одежды, пробелами и оживками превращая ее в драгоценные одеяния.

Известно, что работы  на подобную тему «На страже границ СССР»  были написаны  Баженовым в 1933 и 1935 годах.  

 

детали

Три героя - матрос, летчик и красноармеец стоят на страже Родины. За их спиной - земные и небесные просторы. Идет сбор урожая на колхозных полях, работа в заводских цехах, плывут пароходы и летят самолеты, мчатся вдаль поезда, работают новые заводы с дымящимися трубами, строятся гидроэлектростанции, метро… Здесь и главные символы страны - московский Кремль, Дворец Советов… Все призвано передать бурное развитие промышленности  и великие достижений Советского государства. Яркие краски – киноварь, изумрудная и голубец – традиционно иконописные, придают нарядностьощущение приподнятости и гордости за страну.

Лидия Хайдукова, искусствовед

в других музеях