1904-1941
темпера, дерево, 30x38 см
Поступление:
1950, от Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР
Слева внизу темперой: Баженов Н 37.
Художник Павел Баженов - потомственный иконописец, родившийся в деревне Подолино, что недалеко от прославившегося мастерами-иконописцами села Палеха. До революции Баженов прошел обучение в иконописной мастерской, но судьба заставила его вернуться к крестьянскому хозяйству, хотя рисование он любил и никогда его не оставлял. В 1924 году в Палехе создается «Артель древней живописи» и Павел Баженов становится одним из её первых учеников. В течение жизни наряду с миниатюрной росписью художник работал в разных областях искусства: оформлял театральные спектакли в Ленинграде и Москве, иллюстрировал книги и рисовал карикатуры, создавал мультфильмы и расписывал фарфор и оставил яркий след в искусстве Палеха. Он разрабатывал различные темы в палехской миниатюре, но преобладающими были историко-патриотические и русский фольклор. Его работы отличались особым линейным ритмом и графичностью, выразительностью форм и яркостью колорита, с использованием локальных пятен цвета.
Художнику Баженову тридцать четыре года. И жить осталось всего четыре года. Он еще не знает, что скоро начнется война с фашистами, что он будет призван в армию, проститься с родными, сядет вместе с другими новобранцами в эшелон и отправится на фронт… поезд попадет под бомбардировку…
А пока в 1937 году Баженов с увлечением пишет панно о своей Великой Родине, где так легко дышится, где все так величаво! Художник увлеченно пишет необъятность Советской страны, используя обратную перспективу - пространство разворачивается вширь и вглубь, распространяется вверх и вниз. Как и заведено в палехском искусстве, он многие приемы берет из иконописного письма – пишет преувеличенно большие фигуры защитников Отечества в центре композиции как в среднике иконы, разбивает композицию на клейма для передачи колоссального масштаба повествования о величии страны. Письмо условное. На небольшой доске из папье-маше молодой художник Баженов темперными красками, традиционными для иконописной живописи, пишет вытянутые стилизованные фигуры людей, тщательно работает над складками одежды, пробелами и оживками превращая ее в драгоценные одеяния.
Известно, что работы на подобную тему «На страже границ СССР» были написаны Баженовым в 1933 и 1935 годах.
Три героя - матрос, летчик и красноармеец стоят на страже Родины. За их спиной - земные и небесные просторы. Идет сбор урожая на колхозных полях, работа в заводских цехах, плывут пароходы и летят самолеты, мчатся вдаль поезда, работают новые заводы с дымящимися трубами, строятся гидроэлектростанции, метро… Здесь и главные символы страны - московский Кремль, Дворец Советов… Все призвано передать бурное развитие промышленности и великие достижений Советского государства. Яркие краски – киноварь, изумрудная и голубец – традиционно иконописные, придают нарядность, ощущение приподнятости и гордости за страну.
Лидия Хайдукова, искусствовед
30x38 mm
Поступление:
1950, от Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР