1955 г.р.
дерево, оргстекло, клеящаяся плёнка, светодиод, блок питания, призма стеклянная, 91х10.5x12.5 см
Поступление:
2014, приобретено Министерством культуры РФ по заявке музея у автора Т.В. Баданиной
Путь в искусстве художницы Тани Баданиной, а именно так предпочитает себя называть автор, это путь к свету. Во всем. В том, как девочка из обычной уральской семьи в промышленном городе Нижний Тагил стала одним из самых интересных и востребованных художников работающих в актуальных практиках не только в Москве, но и в России, и в мире. В том, как начав писать красками живописные холсты, на каком-то этапе стала уходить от цветности, перешла к монохромности, затем почти только к белому цвету, к тиснению в графике, а затем и вообще к объектам и инсталляциям – вначале просто белым, а потом засиявшим светом – почти «молитвенным», метафизическим, по определению искусствоведа В. Пацюкова. Таня стала работать со светом, создавая произведения исполненные чистотой, возвышенностью, сиянием. Увлечение физикой и математикой привело к тому, что Science Art (научное искусство) стал для нее способом познания мира и его нравственных законов. Окончив художественно-графический факультет в Нижнетагильском педагогическом институте, с конца 1990-х годов она живет в Москве, где творит произведения, дарящие людям добро и свет в жизни.
Сама художница так пишет о серии объектов «Генераторы радуги»: «…Белый цвет и свет - форма и содержание моих работ. Белый цвет имеет множество метафорических значений. Он рождает все цвета солнечного спектра, семицветную арку на небе – радугу. Так появился проект – рождение радуги в интерьере, образующейся вследствие преломления белых световых лучей при помощи различных оптических приспособлений. Эти самодельные радуги напоминают знамение завета между Богом и между всякою душою живою во всякой плоти, которая на земле[i]…».
В основе произведния лежат вечные истины и рассказ о Ноевом ковчеге. Вот как описывается сюжет в Книге Бытия 8:18-22; 9:1-17: «…Вышел Ной со всем семейством своим из ковчега. Также все животные разошлись по земле и птицы разлетелись по деревьям. Ной сложил из камней жертвенник. Затем он взял несколько животных и птиц и принес их в жертву Богу. Господу была угодна эта жертва, и Он сказал: «Не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал. Впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся». Бог благословил Ноя и сыновей его и сказал им: «Вот, Я поставлю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас… что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа и не будет уже потопа на опустошение земли… Я полагаю радугу Мою в облаке, чтобы она была знамением завета между Мною и между землею… Когда Я наведу облако на землю, то явится радуга в облаке … и вспомню завет вечный между Богом и между всякой душою живою… Вот знамение завета, который Я поставил между Мною и между всякой плотью, которая на земле…»..
С помощью ламп и линз, различных оптических приспособлений и источника света Таня создает объекты – генераторы радуги. Такие домашние радуги, которые могут быть у человека для того, чтобы можно было бы ощутить божественное начало, исправить себя. С помощью технических средств в своих выразительных объектах Таня решает и чисто живописные задачи – преломляясь и смешиваясь оптические лучи дают сложную и богатую игру цвета, и образно-смысловые – тихая игра радужных цветов рождает множество смыслов и ассоциаций в душе человека. Прикосновение взглядом к светящимся объектам не оставляет тебя равнодушным, заставляет раздумывать, и даже испытывать душевную боль. Каким образом этого удается достичь художнице в объектах – остается загадкой.
В пяти мини-композициях «Генераторы радуги» белый (прозрачный) световой луч, преломляясь, превращается в радужный спектр, отбрасывая чистые и смешанные цвета. Лучи создают богатую игру цвета и дарят немного волшебства, которое человек всегда испытывает, наблюдая за радужными переливами. В одном объекте – цветные полосочки цветного скотча, попав под свет, неожиданно начинают создавать тончайшие переливы полутонов цветных лучей, сложно переплетающихся между собой. В другом объекте – дифракционная решетка сама мерцает радужными тихими переливами под воздействием луча света. В третьем – пять цветных фильтров от фотоаппарата, поставленные друг под другом под источником света, рождают пронзительные лучи, наполненные и сильные. Четвертый объект украшает пирамида, поставленная на диск DVD, сама составленная из прозрачных, но цветных стекол. Наконец, в последнем произведении можно создать радугу самим – просто поворачивая ручку и руководя усилением или снижением силы цветного света. В этом воля зрителя, становящегося соавтором работы художника.
Елена Ильина, искусствовед
91х10.5x12.5 mm
Поступление:
2014, приобретено Министерством культуры РФ по заявке музея у автора Т.В. Баданиной