1858-1911
бумага, соус, 48.5x54.5 см
Поступление:
1946, от Управления по делам искусств при СНК РСФСР
Творчество пейзажиста Константина Яковлевича Крыжицкого – человека удивительно эмоционального и редкой душевной красоты, приходится на рубеж веков. Являясь действительным членом Академии Художеств, главой Товарищества художников им. А. Куинжи в Петербурге и организатором Общества русских акварелистов, живописец посвятил свое творчество пейзажному жанру, следуя традициям реалистического русского искусства. Крыжицкий виртуозно владел не только масляной живописью, но и легко обращался с графическими техниками. Произведения художника, передающие вдохновенно красоты его родной украинской природы и живописные окрестности Северной Пальмиры, пользовались не только почетом и признанием у Академии художеств и коллекционеров, но и приобретались и членами императорской семьи.
В пейзаже, отмеченном великолепным даром рисовальщика, изображена часть огромного безбрежного морского пространства с низко нависшими свинцовыми грозовыми тучами. Выбранный для рисунка черный соус позволяет Крыжицкому не только передать необычайное разнообразие тональных нюансов, но и как нельзя более точно создает образ готовой разбушеваться морской стихии. Тяжелое движение водных масс, их неповоротная сила выступают знаком бренности мира человеческого, угрозой его существованию. И в этом видятся отголоски романтизма – и в самой борьбе человека с водной стихией – не зря там, далеко на горизонте едва виднеется парусник, и в смятении чувств. Думается, что в работе исподволь проявились и личные переживания художника и те ощущения, которые владели обществом накануне первой русской революции.
«Марина» выполнена разновидностью пастели - соусом, получившим широкое распространение в России в конце 19-начале 20 века. Этот материал готовят из порошка тщательно перемолотых продуктов сгорания, в который добавляется слабый раствор растительного клея, все это прессуется и выпускается в виде цилиндрических палочек, при работе соус разводят водой и рисуют кистью. Рисунок соусом завоевал признание у многих художников, в том числе и Крыжицкого.
Создавая морской пейзаж, художник вначале моделирует основные формы и проходит крупные поверхности рисунка, затем он умело добавляет густые тона соуса, усиливая теневые места. Широкий тональный диапазон этого материала позволил автору нарисовать необыкновенно глубокий по тону пейзаж, созданный эмоциональной кистью великого мастера.
Лидия Хайдукова, искусствовед
48.5x54.5 mm
Поступление:
1946, от Управления по делам искусств при СНК РСФСР