Истории Музейной Коллекции
обратно
БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ ЦАРЕДВОРЕЦ

Кравченко

Алексей
Ильич

1889-1940


Обнаженная модель с розовым шарфом

1926


, офорт цветной 21x11.6 см
Поступление:

1994, приобретено Министерством культуры РФ по заявке музея у дочери художника Н.А. Кравченко, Москва 

Под изображением слева графитным карандашом: АКравчен….

На полях в левом нижнем углу тисненая печать автора в виде герба: АК (буквы переплетены)

На обороте справа внизу графитным карандашом: Кравченко А.И. Обнаженная модель с розовым шарфом. 1926 цв. офорт

 

художник

«Мальчиком я бы никогда не поверил, что буду художником, мне и в голову не приходило готовиться к этой профессии» - писал в своей автобиографии Алексей Ильич Кравченко, выходец из крестьянской семьи, посвятивший искусству треть своей жизни. Судьбу предопределил учитель рисования частного реального училища в Москве, где учился Алексей, который и разглядел в подростке незаурядный художественный талант и настоятельно советовал поступать ему в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Выдержав в 1904 году труднейший конкурс – 300 человек на 11 мест, А.Кравченко был зачислен в училище, окончив его в 1910 году. Первые творческие работы были исполнены маслом, темперой, но в 1916 году во время Первой мировой войны, когда художник служил корреспондентом, не имея возможности заниматься живописью, он «познакомился» с печатной графикой, в которой и стал одним из ведущих мастеров своего времени. За 30-летнюю творческую деятельность автором, имеющим огромный успех еще при жизни, было создано огромное количество произведений – разнообразных по темам, манере и техникам исполнения. Живопись, рисунок, станковая гравюра, книжная иллюстрация – вот области, в которых работал А.Кравченко. Этот художник с романтическим видением мира воспринимал жизнь взволнованно, эмоционально, оттого и увлекался разнообразными техниками, позволяющими по-разному «переживать» действительность.

 

произведение

Произведение создано в 1926 году – в период творческого расцвета художника, когда он творит легко и свободно, создавая произведения в один порыв страсти и вдохновения. В это время А.Кравченко, увлекшись сочетанием и совмещением разных красок в одном эстампе, много работал в цветном офорте. Поглощенный экспериментированием художник создает гравюры, которые достаточно быстро становятся классикой! Среди них «Обнаженная модель с розовым шарфом».

Обнаженную натуру автор рисовал постоянно. Еще со времени обучения в 1906 году в Мюнхене в школе Шимона Холлоши, где полгода Кравченко ежедневно больше 12-ти часов с полным напряжением работал над рисунком с натуры, осваивая строение фигуры, анатомические особенности, пропорции, где постигал самою сложность человеческой конструкции. Но никогда потом в своем творчестве он не стремился к точной детализации, к прямому «рисованию». «Мне важна не внешняя форма, а ее внутренняя сущность… Если вы передадите хорошо характер модели, то можно даже кое-где наврать в пропорциях» - это и был главный принцип художника в работе с натуройТемперамент, образ, впечатление были главными «объектами» в рисунке.

По-видимому, произведение создавалась под впечатлением поездки художника в Италию в 1925 году, где, конечно, состоялись «встречи» с прекрасными образцами классического искусства. Отсюда в этой по-импрессионистически воздушной по состоянию работе возник настоящий «микелянджелевский бунт» форм.  

детали

Вовсе не надо искать среди современниц автора девушку, послужившую моделью для гравюры. Это обобщенный, сложенный из многих воспоминаний и впечатлений автора отвлеченный образ молодой красавицы - одновременно стыдливой, но томной, несовершенной, но притягательной. Существующая лишь в воображении художника Она обрела физическую форму – пластичную, живую, трепетную. В этих неестественно крупных и тяжелых руках и ногах, так контрастирующих с тонким профилем и легкими, пушащимися волосами автор и нашел своеобразную, остроиндивидульную красоту юной девы, о которой так захотел рассказать.

Мария Комарова, искусствовед

в других музеях