Истории Музейной Коллекции
обратно
НЕОБЫЧНЫЙ РАКУРС

Васильковский

Сергей
Иванович

1854-1917


Украинский пейзаж в Мерефи

между 1888-1917


масло, бумага на картоне, 11.4x16.5 см
Поступление:

1951, из Нижнетагильского краеведческого музея

Внизу слева: Сергей Васильковскiй

 

художник

Певец Украины… Так и не иначе называют живописца Сергея Васильковского, посвятившего свое творчество этой прекрасной стране – ее природе, истории…  Тонкая поэтическая душа мальчика, впитавшая   красоту  украинских пейзажей, тянулась к творчеству – от отца Ивана Федоровича  сын  перенял страсть  к  рисованию, от матери – Прасковьи Урииловны  - тягу к народной песне и музыке. Во время учебы в харьковской гимназии    уже в семилетнем возрасте мальчик  рисовал на   своих друзей  меткие  карикатуры. Однажды он создал шарж на нового учителя каллиграфии, но учитель - а это был художник Д.И.Бесперчий,  вместо того чтобы рассердиться, обратил внимание на  способности ученика, и не только начал давать ему уроки,  но и устроил   в частную рисовальную школу…   За время  учебы в Академии художеств  в 1876-1895 годах Васильковский был удостоен одиннадцати серебряных, двух золотых медалей и нескольких  денежных премий,  причем все годы  начинающему художнику  приходилось не только  много работать, но  и просто выживать. После  окончания   Академии художеств  с Большой золотой медальюданной «за отличные знания живописи»,    он  уезжает в пенсионерскую поездку в Западную Европу. Англия, Испания, Германия, Италия… но только во Франции Васильковский нашел то, что оказало на него большое влияние – мастера  барбизонской школы импонировали ему стремлением очеловечить природу, сделать зрителя собеседником, живописной раскованностью (Васильковский сделал копии  сорока произведений  этих мастеров), а встреча с художником И.П. Похитоновым научила его непосредственности в восприятии природы.  Во Франции   Васильковский получил   европейское признание: после устройства своей персональной выставки, снискавшей  небывалый  успех, ему было дозволено выставлять  работы в Салонах без предварительного одобрения, что на самом редко кому разрешалось.  Но любовь к родной Украине потянула назад, и Васильковский  возвращается на Украину, и два оставшихся года пенсионерства проводит в пеших путешествиях  по Харьковщине, Полтавщине и Екатеринославской губернии. Дома  ему как нигде плодотворно работалось. В  журнале «Художественные новости» от 15-го апреля 1889 года в статье «Годичная Академическая выставка» указано: «С И. Васильковский представил на суд публики 13 пейзажей, замечательных искусным, деликатным письмом, изящно-скромными красками, отлично передающими свет и воздух. Каждая из этих  картин - шедевр в своем роде». С того времени успех Васильковского только  рос: его картины приобретали члены царской семьи, ряд произведений для своей галереи было приобретено П.М. Третьяковым.

 

произведение

Все пейзажи Васильковского отличаются  любовным отношением к природе.  Картина «Украинский пейзаж в Мерефи» связана с любимым местом  С.Васильковского -  небольшим городком Мерефи, что в Харьковской губернии,   куда он неоднократно приезжал  и где много писал.  В настоящее время известно, что существует, или существовал еще один пейзаж, носящий название «Хата в Мерефи»,  именно того же места, которое изображено автором  в  нижнетагильском  этюде. Известно это стало из открыток, на которых был опубликован не тагильский вариант  пейзажа, но сегодня местонахождение  его неизвестно. Композиционное совпадение почти  полное, за исключением незначительных деталей и состояния природы.  

Васильковский, изображая конкретный мотив, стремился рассказать через частное  в  общем о всей Украине. Так  в «Украинском пейзаже в Мерефи» живописец соединяет уютность, гармоничность и, одновременно     широкую пространственность, тяготеющую  к эпичности.  В нем  заучит  особая лирическая интонация,  одушевляющую природу. Именно за такие композиции, наполненные солнечным  светом,  Васильковского называли «солнечным художником».    Этот этюд, который можно рассматривать как законченное произведение,  относится к числу миниатюрных работ, как правило, написанных автором на картоне или дереве. Живописная техника. Васильковского достигает совершенства.  Его «мазок каллиграфичен, филигранен, свои картины он шлифует пемзой, лессирует – делает изображения как будто выплавленными из эмали».  В предпочтении небольшого размера у картин Васильковский шел вслед за Похитоновым, работы которого помещались в кармане   сюртука.  Несложно почувствовать, что  этому пейзажу свойственна    особая молодика, музыкальность,  какая вообще свойственна натуре  Васильковского, умеющего играть на скрипке и бандуре,   обладающего прекрасным голосом, и даже  писавшего свои живописные  произведения под игру кобзарей.    

 

детали

На родные украинские пейзажи художник мог любоваться часами в любую погоду и в любое время года. Живущий одной жизнью с природой, он ее чувствовал как никто другой. Небо в пейзаже  -  высокое,  удивительно прозрачно-голубое, все пространство залито солнечным светом, делающим краски яркими и светоносными,  Уютный трогательный  сельский уголок с изображением  хаты-мазанки, крытой соломой.  В  неприбранном дворе брошена  телега,  деловито хозяйничают  куры… Крыльцо у входа в дом отсутствует, но навес, также крытый соломой, кто-то заботливо смастерил.     Тонкоствольные деревца за домой несколько закрывают панораму бескрайней степи, уходящей к горизонту. Если внимательно приглядеться, то можно вдалеке заметить    голубую ленту речки и даже ощутить ее прохладу.  

А день напоен солнцем, звенящим чистым  воздухом и таким привольем, что прямо  дух захватывает…  

Лариса Смирных, искусствовед

в других музеях