1854-1917
масло, бумага на картоне, 11.4x16.5 см
Поступление:
1951, из Нижнетагильского краеведческого музея
Внизу слева: Сергей Васильковскiй
Певец Украины… Так и не иначе называют живописца Сергея Васильковского, посвятившего свое творчество этой прекрасной стране – ее природе, истории… Тонкая поэтическая душа мальчика, впитавшая красоту украинских пейзажей, тянулась к творчеству – от отца Ивана Федоровича сын перенял страсть к рисованию, от матери – Прасковьи Урииловны - тягу к народной песне и музыке. Во время учебы в харьковской гимназии уже в семилетнем возрасте мальчик рисовал на своих друзей меткие карикатуры. Однажды он создал шарж на нового учителя каллиграфии, но учитель - а это был художник Д.И.Бесперчий, вместо того чтобы рассердиться, обратил внимание на способности ученика, и не только начал давать ему уроки, но и устроил в частную рисовальную школу… За время учебы в Академии художеств в 1876-1895 годах Васильковский был удостоен одиннадцати серебряных, двух золотых медалей и нескольких денежных премий, причем все годы начинающему художнику приходилось не только много работать, но и просто выживать. После окончания Академии художеств с Большой золотой медалью, данной «за отличные знания живописи», он уезжает в пенсионерскую поездку в Западную Европу. Англия, Испания, Германия, Италия… но только во Франции Васильковский нашел то, что оказало на него большое влияние – мастера барбизонской школы импонировали ему стремлением очеловечить природу, сделать зрителя собеседником, живописной раскованностью (Васильковский сделал копии сорока произведений этих мастеров), а встреча с художником И.П. Похитоновым научила его непосредственности в восприятии природы. Во Франции Васильковский получил европейское признание: после устройства своей персональной выставки, снискавшей небывалый успех, ему было дозволено выставлять работы в Салонах без предварительного одобрения, что на самом редко кому разрешалось. Но любовь к родной Украине потянула назад, и Васильковский возвращается на Украину, и два оставшихся года пенсионерства проводит в пеших путешествиях по Харьковщине, Полтавщине и Екатеринославской губернии. Дома ему как нигде плодотворно работалось. В журнале «Художественные новости» от 15-го апреля 1889 года в статье «Годичная Академическая выставка» указано: «С И. Васильковский представил на суд публики 13 пейзажей, замечательных искусным, деликатным письмом, изящно-скромными красками, отлично передающими свет и воздух. Каждая из этих картин - шедевр в своем роде». С того времени успех Васильковского только рос: его картины приобретали члены царской семьи, ряд произведений для своей галереи было приобретено П.М. Третьяковым.
Все пейзажи Васильковского отличаются любовным отношением к природе. Картина «Украинский пейзаж в Мерефи» связана с любимым местом С.Васильковского - небольшим городком Мерефи, что в Харьковской губернии, куда он неоднократно приезжал и где много писал. В настоящее время известно, что существует, или существовал еще один пейзаж, носящий название «Хата в Мерефи», именно того же места, которое изображено автором в нижнетагильском этюде. Известно это стало из открыток, на которых был опубликован не тагильский вариант пейзажа, но сегодня местонахождение его неизвестно. Композиционное совпадение почти полное, за исключением незначительных деталей и состояния природы.
Васильковский, изображая конкретный мотив, стремился рассказать через частное в общем о всей Украине. Так в «Украинском пейзаже в Мерефи» живописец соединяет уютность, гармоничность и, одновременно широкую пространственность, тяготеющую к эпичности. В нем заучит особая лирическая интонация, одушевляющую природу. Именно за такие композиции, наполненные солнечным светом, Васильковского называли «солнечным художником». Этот этюд, который можно рассматривать как законченное произведение, относится к числу миниатюрных работ, как правило, написанных автором на картоне или дереве. Живописная техника. Васильковского достигает совершенства. Его «мазок каллиграфичен, филигранен, свои картины он шлифует пемзой, лессирует – делает изображения как будто выплавленными из эмали». В предпочтении небольшого размера у картин Васильковский шел вслед за Похитоновым, работы которого помещались в кармане сюртука. Несложно почувствовать, что этому пейзажу свойственна особая молодика, музыкальность, какая вообще свойственна натуре Васильковского, умеющего играть на скрипке и бандуре, обладающего прекрасным голосом, и даже писавшего свои живописные произведения под игру кобзарей.
На родные украинские пейзажи художник мог любоваться часами в любую погоду и в любое время года. Живущий одной жизнью с природой, он ее чувствовал как никто другой. Небо в пейзаже - высокое, удивительно прозрачно-голубое, все пространство залито солнечным светом, делающим краски яркими и светоносными, Уютный трогательный сельский уголок с изображением хаты-мазанки, крытой соломой. В неприбранном дворе брошена телега, деловито хозяйничают куры… Крыльцо у входа в дом отсутствует, но навес, также крытый соломой, кто-то заботливо смастерил. Тонкоствольные деревца за домой несколько закрывают панораму бескрайней степи, уходящей к горизонту. Если внимательно приглядеться, то можно вдалеке заметить голубую ленту речки и даже ощутить ее прохладу.
А день напоен солнцем, звенящим чистым воздухом и таким привольем, что прямо дух захватывает…
Лариса Смирных, искусствовед
11.4x16.5 mm
Поступление:
1951, из Нижнетагильского краеведческого музея