Истории Музейной Коллекции
обратно
Сколько легкости!..

Лансере

Евгений
Евгеньевич

1875 – 1946


Натюрморт. Раковины и яблоки

1917


холст, масло, 51.2x65.4 см
Поступление:

1947, от Комитета по делам искусств при Совете министров СССР

Справа внизу: Е. Лансере 1917.

художник

Евгений Евгеньевич Лансере родился в 1875 году в Павловске в художнической семье Лансере-Бенуа. «Библиотека, книги, картины и общество, и разговоры художников окружают меня с самого детства» - писал он[1]. В доме династии Лансере-Бенуа царила интеллектуальная и творческая атмосфера, которая  формировала взгляды и предпочтения талантливого мальчика в области искусства, тренировала руку, глаз и остроту мысли в будущем прекрасного рисовальщика. Большую роль сыграл и круг дяди – художника и критика Александра Николаевича Бенуа, а впоследствии костяк художественной группировки «Мир искусств» - В.Нувель, Л. Бакст, К. Сомов– дали Лансере большой кругозор в области истории изобразительного искусства, музыки, литературы, театра, современных художественных тенденций. В 1892 году семнадцатилетний Лансере оставляет гимназию и поступает в школу «Общества поощрения художеств». После четырехлетнего обучения Евгений отправляется учиться в Париж. - С 1903 года художественная деятельность Евгения Лансере неразрывно связана с объединением «Мир искусства». Он был необыкновенно разносторонним художником: работал области сатирической графики, на гранильных фабриках Петергофа и Екатеринбурга, Императорских стекольных и фарфоровых заводах, оформлял архитектурные ансамбли, в послереволюционные годы занимается театрально-декорационным искусством, работает как график и живописец… Разносторонняя художественная деятельность мастера получает признание, и в 1912 году Лансере удостаивается звания академика, а в 1916 избирается действительным членом Академии художеств. Но в предверии революции 1917 года  Лансере с семьей более чем на год уезжает в небольшое имение Усть-Крестище.

 

произведение

            «Жить бы в деревне, работать бы в тайне…»  - эта затаенная мечта, наконец, осуществляется. «Сижу в деревне и наслаждаюсь природой»  - писал Е.Лансере в письме к брату Николаю[1]. Не последнюю роль в  добровольном уединении художника в деревню Курской губернии сыграло недовольство всем происходящим: война, неоднозначные действия правительства, начинающаяся разруха. «Да что теперь можно делать с удовольствием – все так… противно вокруг!.. И как странно читать,  что устраиваются выставки и печатаются книги, а театры, говорят, ломаются от публики как никогда!!»[2] - писал Лансере в письмах к родственникам. Несмотря на это, февральские события вызывают  у него живейший интерес: «Завидуем теперь страшно Вам», - пишет художник брату, - «…какие грандиозные события прошли перед Вашими глазами».[3] В деревне в 1917 году художник продолжал напряженно работать. Среди многих его работ этого времени важен натюрморт «Раковины и яблоки», в котором опосредованно проявились радостные надежды на гармоничное устройство мира. Написанное во время больших драматических для России потрясений это живописное произведение является одним из лучших в творчестве автора. Мастер исторической картины Лансере нечасто обращался к жанру натюрморта. «Натюрморт. Раковины и яблоки» – один из первых. В нем отчетливо звучат и ноты мирискуссников – каждый предмет самоценен и словно призывает к любованию, что казалось бы уводит от действительности, но именно в этом – проявляется его философия о красоте и гармонии мира. В Усть-Крестище Лансере живет до декабря 1917 года. Когда же бытовые затруднения стали нестерпимыми, он решился со всей семьей переехать на Кавказ.

детали

«Сценическая» расстановка предметов: дорогой сорт яблок, морские раковины, хрустальный графин, бархат представляет вкусы истинного аристократа, образованного человека, эстета.  Все предметы замкнуты сами на себе и предстоят перед зрителем не споря, но гармонично сосуществую в одной композиции. В устойчивой, выверенной, гармоничной ритмически-организованной композиции нет ничего случайного, но фрагментарность, которая, как известно, стала излюбленным композиционным приемом художников-импрессионистов. Импрессионизм, как художественное направление, родился в условиях явной конкуренции фотографии и живописи, отсюда и перешло в живопись увлечение художниками этим приемом - фотографии XIX века такое «кадрирование» было не подвластно.  

Лариса Смирных, искусствовед

в других музеях