Истории Музейной Коллекции
обратно
НЕОБЫЧНЫЙ РАКУРС

Гадаев

Лазарь
Тазеевич

1938-2008


Мим Бочаров

конец 1970-х - не позднее 1984


камень, резьба 36х17x24 см
Поступление:

1984, от Дирекции выставок СХ СССР

художник

У Лазаря Гадаева, обучающегося в Московском художественном институте на факультете скульптуры, были хорошие учителя М.Г. Манизер и Д.Д. Жилинский, всячески поддерживающие способного студента. После окончание вуза Гадаев все еще не имел представления о том, почему его пребывание в искусстве должно стать неизбежным и необходимым. Это осознание пришло к нему после знакомства со скульптором-самоучкой - популярным в Осетии резчиком по дереву Едзиевым. Как вспоминал Гадаев: «Люди шли к нему со всех сторон – шли разные люди – удивительно, что его понимали и принимали все, несмотря на предельную условность искусства…». И как почувствовал Гадаев, происходило это из-за искренности и подлинности авторского чувства. С того момента молодой художник осознал, что должно стать основной идеей его творчества. Искусство скульптора Гадаева – это напряженный труд человека, который долго думает, прежде чем приступить к работе над образом, а когда он творит, он «как с собой говорит…» А говорит он о земле, о чувствах, о любви и страсти,– словом о человеке и жизни, и прежде всего, о бытии осетинского народа. Находясь в спокойном состоянии, образы героев Л. Гадаева внутренне напряжены, а еще убедительно духовны, как и сам автор, не только скульптор, но писатель притч и стихов в прозе.

 

произведение

Изображение мима Анатолия Бочарова, тогда еще начинающего актера, выполнено из камня - самого любимого материала художника, который он особо чувствовал. Пантомима - искусство говорить о многом не произнеся ни слова, для А.Бочарова стала смыслом жизни. Он был среди «семи человек, одержимых пантомимой», которые в 1975 году в Москве под руководством режиссера и их педагога Г. Мацкявичуса «взорвали умы театральной публики и ознаменовали рождение театра пластической драмы». Анатолий Бочаров - один из лидеров, создал собственное направление в этом виде искусства – пантомиму с элементами современного танца. В портрете А. Бочарова, несмотря но то, что изображена не фигура, а только голова, есть «предстоятельная» застылостьнаполняющая образ значительностью. Статика формы не лишает, но подчеркивает внутреннюю динамику и напряжённое раздумье мима. Возможно, это раздумье человека о своей собственной жизни, но вероятнее всего, это - многозначные переживания актера, вживающегося в роль, которую ему предстоит сыграть на сцене. А может быть это постижение образа великого итальянского скульптора Микеланджело, который принес ошеломляющий успех А. Бочарову, сумевшего воссоздать сам дух этой гениальной личности. Лепки скупая, лишенная детализации и эффектов, поверхность камня сглажено-шероховатая, полная отстраненность от мира и самопогруженность … У Гадаева все работает на передачу образа – образа актера пантомимы, нацеленного на самопостижение, на пробуждение в себе внутренней силы, для создания образа уже сценического…

 

детали

Вытянутое лицо, длинная выразительная шея с воротником жабо, указывающим на принадлежность к артистическому клану, волнистые волосы, лежащие по голове… Материалом для рождения образов у мима является его собственное тело - руки с артистическими узкими кистями и длинными пальцами, ноги, голова… На сцене нет декораций… При игре Анатолия Бочарова каждое движение, жест, мимическая эмоция настолько выразительны, что способны без единого слова воссоздать целые истории, передать человеческие характеры

Лариса Смирных, искусствовед

 

в других музеях