Истории Музейной Коллекции
обратно
Сколько легкости!..

Неизвестный художник


Женский портрет. Копия картины Д.Г. Левицкого ?

1760-1770-е


холст, масло, 65.5x53 см
Поступление:

1944, из Государственного Русского музея

 

художник

Трудно сказать, кто написал портрет, т.к. о художнике неизвестно ничего. Есть только предположение, что он сделал копию с неизвестного сегодня портрета Дмитрия Григорьевича Левицкого, одного из известнейших русских портретистов.   Сегодня эта версия требует проверки.

 

произведение

Поясной портрет уже немолодой дамы невольно привлекает внимание пытливым взглядом ее жгучих темных глаз, направленных на зрителя. Именно глаза заставляют признать ее необыкновенность. Модное переливающееся парадное атласное платье насыщенного голубого цвета, написанное с истинным профессионализмом, выдает в картине руку профессионального художника, а в даме - состоятельность, высокое общественное положение и вкус. Удлиненное беленое лицо уже не юной дворянки с ярко-розовым румянцем на щеках и на кончике подбородка, с крупным прямым носом и небольшим ртом нельзя назвать красивым. Но оно значительно. Именно умение передать неуловимое очарование лица, не блещущего красотой, среднего и незаметного, но исполненного внутренней жизни, сделали Д.Г. Левицкого выдающимся художником русского искусства.  

В основе композиции лежит «линия красоты» - портретируемая изображенна в «S»-образном повороте: корпус - в полоборота вправо, голова – на три четверти  влево. Именно эта волнообразная, изгибающаяся кривая линия придает изображению особое изящество. Именно она создает впечатление жизненности и внутреннего движения, возбуждая внимание зрителей.

Портрет поступил в музей из Государственного Русского музея в числе первых 72 произведений, составивших основу собрания.  

На основании костюма картина была датирована 1760-1770-ми годами. В 1999 году картина экспонировалась в Государственной Третьяковской галерее на выставке из коллекции музея в рамках проекта «Золотая карта России» и тогда было выдвинуто предположение о том, что изображена ярославская помещица. Но найти подтверждения этой версии пока не удалось.

А есть ли у вас версии?

     

детали

На голове дамы высокий (вероятно каркасный) парик: волосы надо лбом гладко зачесаны, высоко подняты вверх и уложены буклями, которые придерживает сзади бант темного цвета, почти незаметный на портрете.  Платье с круглым большим декольте и узкими рукавами дополняется надетым ниже уровня груди золотисто-коричневым корсетом-корсажем. Декольте кокетливо обрамлено прикрывающией грудь широкой каймой блондов - кружевом золотистого цвета с редко разбросанными цветами и веточками, изготовленного из шелка-сырца.  На лифе платья по линии декольте прикреплен большой атласный бант в тон платья. Модная деталь - тонкая голубая в тон платья лента завязанная под подбородком  и спускающаяся на грудь, на конце которой прикреплен бриллиантовый крест.

Елена Ильина, искусствовед

в других музеях