Истории Музейной Коллекции
обратно
БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ ЦАРЕДВОРЕЦ

Мыльников

Андрей
Андреевич


Мать. Эскиз к картине «Сестры»

1967


холст, масло, 67x55 см
Поступление:

1985, от Министерства культуры РСФСР

Справа внизу: А.Мыл. 65

"Сестры", 1967, Государственный Русский музей

  

 

 

художник

В советское время на грамотах, значках, открытках, знамёнах, похвальных листах изображался образ В.И. Ленина в профиль - для людей того времени хрестоматийный и такой привычный, ставший символом социалистической эпохи. Но практически никто не знал имя его создателя - художника А.А. Мыльникова, награжденного за эту работу своим первым орденом - Знак Почета. На предложение стать членом Коммунистической пародии, художник всегда отвечал отказом, помня, что его отца ни за что расстреляли именно коммунисты. Монументалист по призванию Мыльников украсил мозаиками и панно многие сооружения ставшего ему родным Ленинграда - кинотеатры, театры, станции метро... Недаром сегодня обсуждается идея создания в Петербурге музея А.А. Мыльникова.

Мать одна воспитывала сына. Она стала ему самым близким по духу человеком, от нее сын воспринял восторженное отношение к прекрасному, любовь к искусству. В 1930 году состоялся переезд семьи из Покровска в Ленинград. Именно там, в доме сестры матери, художницы М.Н. Зеленской, он обрел то, что повернуло его на путь художника. Этому также способствовали поездки в Москву, где Андрей гостил у своей двоюродной сестры в доме художника А.И. Кравченко, и незабываемые встречи с К.С. Петровым-Водкиным, навещавшим художественную студию при школе, в которой учился юноша… В 1937 году Мыльников поступает на архитектурный факультет Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина, правда, через два года меняет профиль специальности, и переводится на факультет монументальной живописи, которым руководил И.Э. Грабарь. На защите дипломной работы эскиз мозаики «Клятва балтийцев» для мавзолея моряков, павших в годы Великой Отечественной войны, Грабарь говорил о своём ученике: «когда я увидел эту вещь в окончательном состоянии я испытал редкое в моей жизни педагогическое волнение. 75 лет назад в этих стенах произошло нечто подобное – картина Репина «Воскрешение Иаира…» И вот я увидел, как решил Мыльников свою композицию в своем холсте … он сам себя превзошел». Так И.Э. Грабарь сравнил своего учителя И.Е.Репина со своим учеником А.Мыльниковым, предрекая ему будущее блестящего художника. Эта речь была напечатана во всех газетах и начинающий художник «проснулся знаменитым». Всю жизнь А. Мыльников был настолько самодостаточным, что его никогда не заботило, похож он на кого-то или нет, он просто творил, превращая свое творчество в средство общения, строя свой поэтический мир.

2003 год… В городе Энгельс, бывшем Покровске, в усадебном доме своего деда, предпринимателя и мецената Н.А. Ухина, была открыта картинная галерея А.А. Мыльникова, подарившего городу коллекцию своих картин и скульптур, старинную мебель и фарфор. Дар поистине бесценный

 

произведение

В течение всей своей долгой жизни Мыльников никогда не оставлял станковую живопись, работая в разных жанрах – он был мастером пейзажа, портрета, сюжетных композиций, картин на исторические темы

Осмысление образа материнства к картине «Сестры», ГРМ, 1967, началось с работы над портретами, в череде которых картина «Мать», 1965 из коллекции Нижнетагильского музея, стала первой. Далее последовали еще три варианта - «Веранда», 1965, «Мать».1966, «Женщина с ребенком», 1966. Во всех художник обращается в извечной теме материнства, которая трогала его сердце всегда. В этих поисках определился смысловой и композиционный центр будущей картины: молодая мать с ребёнком; от произведения к произведения уточнялись место действия, взаимосвязь фигур будущего полотна. В картине «Мать» 1965 года - без пафоса, очень душевно и камерно, воплощены и земная красота молодой женщины, и радость продолжения жизни, наполняющие существование человека особым, извечным смыслом… Прямо на глазах зрителя, казалось бы, простое действие превращается в символ гармоничного слияния духовной, нравственной и физической красоты материнства, как высшего проявления человеческого бытия. Красоте женского образа, олицетворяющего чистейший источник жизни, созвучны пластика движений, линейный и цветовой ритм полотна, тщательная тональная разработка в пределах довольно сдержанной цветовой гаммы, наполняющая образ особым внутренним свечением. Эта картина о Матери, освещающей своей любовью и добротой всю нашу жизнь и вселяющей в каждого веру и надежду на счастливую судьбу. Женщина за спиной главной героини, ее сестра, но не по крови, а по общечеловеческой миссии материнства.

 

детали

Действие происходит в русском уютном теплом бревенчатом доме на фоне окна с белым переплётом и светло-розовой занавеской, за которым наступил вечер. Слева в углу небольшой фрагмент детской кроватки. Центром композиции является мать с ребенком на руках, которого она только что покормила. Сидящая в  повороте направо, она обратилась к заснувшему на ее плече, раскинувшись в пеленках младенцу. Ее образ по духовному состоянию близок образу Богоматери – Млекопитательницы, столько в нем возвышенности, неземной светлоты и особого свечения. За ее спиной стоит женщина-сестра, застывшая, глядя на счастливую, бережно держащую ребенка мать, и одновременно погруженная в собственные мысли-раздумья. Одухотворенность, умиротворенность, чистота, мечтательность и счастье составляют пространство картину.

Лариса Смирных, искусствовед

в других музеях